В массовом сознании имя великой меццо-сопрано едва ли ассоциируется с барокко – единственным оперным выходом Ирины Архиповой за пределы романтической русской и западноевропейской, а также советской музыки была партия Клитемнестры в «Ифигении в Авлиде» Глюка (постановка Большого театра 1983 года). Но музыка барокко присутствовала в огромном концертном репертуаре Ирины Константиновны: она пела арии из кантат и ораторий Баха и Генделя, Вивальди и Перголези, Монтеверди и Страделлы. Оммажем этой части архиповского репертуара на концерте прозвучала знаменитая ария Петра Erbarme Dich из «Страстей по Матфею» Баха.
Ведущей вечера выступила Любовь Казарновская, ученица и Ирины Архиповой, и их общего с Архиповой педагога – Надежды Малышевой-Виноградовой. В своем вступительном слове Казарновская рассказала о годах общения с Малышевой и Архиповой, учебе у обеих, о дальнейшем творческом сотрудничестве с Ириной Константиновной (аудиозаписи дуэтов и участие в архиповском фестивале в Осташкове). Она же обосновала и концепцию вечера, подчеркнув, что мечтой Архиповой была организация концертов-салонов, а также выстроив связь между барокко и музыкой классицизма и романтизма, так или иначе питавшейся идеями и реминисценциями эпохи барокко.
Участниками концерта была молодежь – ученики Любови Казановской и участники «Молодой оперы России», проекта, который родился в селе Вятском Ярославской области и в Ярославской филармонии им. Собинова, а ныне успешно «колесит» по всей стране от Калининграда до Владивостока. Это сопрано Наталья Григорьева, Яна Ахапкина и Евгения Петрушина, меццо Юлия Фадеева, Людмила Коденко и София Дубровинская, а также тенор Андрей Коденко. Певцам аккомпанировало трио в составе: Ирина Бунятян (фортепиано), Алексей Упрямов (скрипка) и Анна Кузнецова (виолончель).
Самым «востребованным» композитором вечера оказался Гендель – автор половины всех исполненных арий. Программу открыла Наталья Григорьева, спев арию «И вострубил ангел» из оратории «Иисус Навин». Выпускница Колледжа музыкально-театрального искусства им. Вишневской продемонстрировала яркий и звонкий голос, уверенное владение им на всем диапазоне, гибкую колоратуру, хорошее английское произношение. Дебютное выступление в столь сложном произведении и на ответственном концерте прошло успешно: Григорьева – безусловно, многообещающее дарование.
Следующий номер – ария Секста из «Юлия Цезаря в Египте»: из нее сделали дуэт, разделив между двумя меццо-сопрано – Софией Дубровинской и Людмилой Коденко, которые пели то в унисон, то поочередно, то в терцию. Оригинальный эксперимент, благодаря которому голосовая нагрузка певиц в сложнейшей арии была распределена и облегчена. Обе исполнительницы по своим характеристикам – меццо европейского барочного плана: легкие, гибкие, виртуозные, без массивного нижнего регистра, в традиционном понимании занимающие промежуточное положение между сопрано и меццо, то есть голоса переходного типа.
Как раз альтовой насыщенности несколько не хватало Коденко в арии Петра из баховских «Страстей по Матфею», исполненной все же весьма выразительно, сердечно. Дубровинская в финале концерта спела исключительно трудную арию Юдифи из «Триумфа Юдифи» Вивальди, компенсировав отсутствие альтовой насыщенности другим – чрезвычайной, буквально захватывающей экспрессией, а также фантастически широким диапазоном голоса.
Генделевскую тему продолжила Евгения Петрушина – меланхолично прозвучавшей арией Красоты из оратории «Триумф времени и разочарования»: ее ясный и сильный голос приобрел в данной интерпретации краски нежности и искренней печали, философического размышления. Невероятно мягкий, пластичный звук явила Яна Ахапкина в арии Клеопатры из вновь «Юлия Цезаря», правдиво обрисовав страдания египетской царицы. На контрасте с этими номерами предстала ария огненного темперамента Crude furie из оперы «Ксеркс»: София Дубровинская сумела показать властный характер и гневное настроение честолюбивого персидскго владыки. Совсем другие настроения царили в дуэте Аминты и Филлиды из одноименной кантаты – пасторальные, наивные, лучезарные темы были изящно «прорисованы» Петрушиной и Дубровинской.
Как и было обещано ведущей вечера, барокко плавно переросло в музыку последующих эпох. Кто-то из композиторов вдохновлялся сюжетами барочной эпохи (например, шекспировскими), кто-то еще был кровно связан с барокко и частично творил в его эстетике (например, Моцарт), кто-то повествовал уже романтическим языком о реалиях барочного времени (как, например, Гуно или Верди). Яна Ахапкина безупречно спела моцартовскую Графиню, словно прочертив прямую линию от барокко к классицизму. Людмила Коденко вместе с Евгенией Петрушиной исполнили Арию-дуэт с фатой из «Дона Карлоса», чья витиеватость – не только ориентального, но и барочного типа. Тенор Андрей Коденко порадовал красивым лирическим тембром «карамельного» типа, поистине сладким голосом, пленив кантиленой в арии Ромео из оперы Гуно и убедив в стабильности своих верхов в голосоломной арии Тонио из «Дочери полка» Доницетти. Наконец, Юлия Фадеева, спевшая Хабанеру и Сцену гадания из «Кармен», взяла зал в плен мощным, ярким, фундаментальным голосом, с примадонским блеском, одновременно и очень выразительно, нюансированно, и с размахом сыграв ключевые фрагменты знаменитой оперы.
Наблюдая за развитием проекта «Молодая опера России» с самого его возникновения – а проект новый, ему еще нет и двух лет, нельзя не отметить, что сделано уже немало. Например, в Ярославле была осуществлена постановка полноценного оперного спектакля-диптиха на цыганскую тему («Алеко» и сцены из «Кармен»). Наставничество Любови Казарновской приносит очевидные плоды: молодые певцы растут, технически совершенствуются, ограняют свои таланты.
Поделиться: