Подавляющая часть музыкантов-исполнителей, имеющих дело с Интернетом, прекрасно знают адрес, по которому в изобилии можно найти нотную литературу, разнообразные учебные пособия и полезные музыкальные ссылки: www.tarakanov.net. За этой строчкой скрывается большая и даже подвижническая деятельность Бориса Тараканова. Кто этот человек, чем он еще занимается в жизни - это, наверное, многим интересно узнать.
Та же «всемирная паутина» рекомендует Бориса Тараканова как «выдающегося деятеля российского музыкального Интернета», писателя, хорового дирижера и… ведущего специалиста Центробанка России. Все так. Осталось только узнать, что для Бориса Игоревича важнее. Например, Борис Тараканов является художественным руководителем и главным дирижером Академического большого хора Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (РХТУ). Это «лучший любительский хор России», по мнению выступавшего с коллективом знаменитого тенора Хосе Каррераса. Может быть, он и есть то, ради чего протекает жизнь Бориса Тараканова?
Б.Т.: - Если считать хобби занятия с хором, то в таком случае, хобби – это образ жизни и образ мышления. Конечно, есть основная работа: это Центральный банк РФ. На частый вопрос, «что ты делаешь в Центробанке», отвечаю так: я не влияю на курс доллара. Я – сотрудник Департамента информационных систем. Кстати, в свое время я принимал участие в создании хора Банка России, замечательного ныне коллектива. Замечу, что сотрудники Центробанка - не банкиры, а госслужащие. Они любят и умеют петь. Может быть, у нас скоро все будет нормально в финансовой сфере, потому что Центробанк запел.
А потом Б.Тараканов и С.Галихин написали фантастический роман «Кольцо времени», затем соавторы Б.Тараканов и А.Федоров продолжили его в новом произведении под названием «Колесо в заброшенном парке». Здесь действует итальянский композитор эпохи барокко Антонио Виральдини – то ли историческое лицо, то ли продукт мистификации некой исторической фигуры. Читателю предстоит крепко поломать голову – в том числе и над записями Виральдини на компакт-диске, прилагаемом к книге.
Но актуальнее вопрос про обширный «Нотный архив Бориса Тараканова» в Интернете. Его создатель – за открытый доступ к архиву, за бесплатное скачивание информации. При такой позиции возникает риск оказаться наказанным, если иметь в виду вопрос об авторском праве и сегодняшнем ужесточении требований со стороны официальных блюстителей этого права. Тем не менее, Борис Тараканов не склонен ничего менять:
БТ.: - Если меня за этот архив посадят, я всех приглашаю носить мне передачи. Надеюсь, до этого дело не дойдет.
В наших регионах с нотами полная беда, и мой нотный архив – это посильная помощь в трудной ситуации. Если вы сегодня зайдете в любое музыкальное училище за пределами Москвы, то обнаружите в библиотеке оперные клавиры с выдранными хорами, ариями или отсутствующими важными фрагментами. О партитурах с голосами и говорить не приходится – это даже не дефицит, это уже раритет. Они не издаются. И клавиры в регионах достать невозможно. Это я говорю о классике. Что касается изданий современных авторов, то если они и появляются, то тиражом 100-200 экземпляров. Так что многие композиторы сами просят меня размещать в нотном архиве их сочинения. Сейчас, например, у меня возник очень хороший творческий контакт с вдовой Микаэла Таривердиева. Мы решили постепенно выложить все наследие Микаэла Леоновича и начали с музыки к фильму «17 мгновений весны». Любой региональный оркестр может скачать эту партитуру с голосами, раздать артистам и начать работать.
Я стараюсь развивать то направление, которое будет интересно, прежде всего, большим исполнительским коллективам. Потому что у нас именно они – оркестры, хоры – наиболее обижены музыкальными издательствами. Конечно, не забываю и о любителях музыки: им предназначены фортепианные переложения саундтреков из популярных кинофильмов, фрагментов опер с необходимой адаптацией. Вообще, все, что можно изобразить в нотном виде, стараюсь размечать в своем архиве. Мне постоянно люди присылают что-то новое, архив растет.
А проблемы с авторским правом решаются «по мере поступления» и в индивидуальном порядке. Например, если какое-то издательство против выкладывания научного или педагогического труда, учебного пособия, которое оно издало по договору с автором, то, естественно, это сразу же убирается из архива. Всегда все можно решить мирно и без какого-либо ущерба для музыкальной культуры.
Поделиться: