Форум объединил шесть больших симфонических оркестров, часть которых выступила не только в Екатеринбурге, но и в городах области (Алапаевск, Асбест, Заречный, Ирбит, Каменск-Уральский, Ревда), собрав полные залы благодарных слушателей.
Дебютантом выступил Государственный симфонический оркестр Челябинской области под управлением главного дирижера Адика Абдурахманова*. В своем полноформатном варианте этот оркестр существует лишь с 2019 года, но уже успел набрать хорошую форму – порадовал как высоким исполнительским уровнем, так и необычной программой. В нее вошли Четвертая симфония Прокофьева и оркестровая сюита мексиканского композитора Сильвестре Ревуэльтаса «Ночь майя», покорившая роскошеством красок и заводными ритмами.
Дебютантом выступил Государственный симфонический оркестр Челябинской области под управлением главного дирижера Адика Абдурахманова. В своем полноформатном варианте этот оркестр существует лишь с 2019 года, но уже успел набрать хорошую форму – порадовал как высоким исполнительским уровнем, так и необычной программой. В нее вошли Четвертая симфония Прокофьева и оркестровая сюита мексиканского композитора Сильвестре Ревуэльтаса «Ночь майя», покорившая роскошеством красок и заводными ритмами.
Необычную программу представил и Омский академический симфонический оркестр, третий раз участвовавший в Симфофоруме. Отдав в первом отделении дань русской классике – сыграв Вторую, «Малороссийскую», симфонию Чайковского, во втором отделении главный дирижер и художественный руководитель Дмитрий Васильев представил сочинения ныне активно работающих композиторов. «Вариации и аплодисменты» москвича Алексея Сысоева и Симфония № 1 петербуржца Антона Танонова прозвучали в Екатеринбурге впервые, дав повод убедиться, насколько разнообразна палитра современной музыки: в ней есть место и для перформанса со звуковыми экспериментами (в произведении Сысоева по залу бродили люди со смартфонами, из которых раздавались уличные шумы, а музыканты, отставив инструменты, начинали дружно хлопать в ладоши), и для благозвучных гармоний и мелодий (пятичастная симфония Танонова, по замыслу автора, показывает жизнь человека от рождения до кончины).
Более традиционными в выборе репертуара показали себя филармонические оркестры из Карелии и Белгорода, оба приезжали на форум в 2012 году. Музыканты из Петрозаводска под управлением своего руководителя Анатолия Рыбалко в одной программе с Третьей симфонией Брамса исполнили «Симфонические танцы» Рахманинова: первое сочинение для коллектива – пока явно «на вырост», второе прозвучало более убедительно и ярко. Белгородцы вместе с главным дирижером Рашитом Нигаматуллиным тоже обратились к творчеству Рахманинова, сыграв с огромным увлечением его Вторую симфонию и получив самый горячий прием публики. Прозвучавший в первом отделении Шуберт (увертюра к пьесе Шези «Розамунда» и «Неоконченная» симфония) получился по-романтически взволнованным, живым и трепетным.
Завершал форум Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова – концертом, в котором, по словам маэстро, ему «захотелось привезти Францию в Россию». Наряду с «Болеро» Равеля и «Кармен-сюитой» Бизе – Щедрина прозвучала шестичастная сюита Жака Ибера «Париж», где автор передал звуковой образ французской столицы конца 20-х годов как времени неудержимо надвигающегося технического прогресса.
Высокая планка Симфофорума была задана хозяевами площадки – Уральским академическим симфоническим оркестром, справедливо считающимся одним из лучших оркестров страны. На открытии художественный руководитель и главный дирижер Дмитрий Лисс продирижировал Шестой, «Трагической», симфонией Малера, продолжив тем самым большой малеровский цикл. В 2023-м УАФО сыграл три масштабные симфонии великого австрийца. В апреле прозвучала Вторая, с хором и солистами, в конце июня, на открытии фестиваля «Безумные дни» – сложнейшая Седьмая. Шестая стала очередной вехой, обозначив также важную дату – 55-летие первого исполнения этой партитуры в СССР, осуществленного в столице Урала силами Свердловского филармонического оркестра под управлением Абрама Стасевича (март 1968 года).
Появление в афише Шестой Малера стало точным попаданием в резонанс со временем. Избегающий внешних театральных эффектов, всегда выводящий чисто музыкальное содержание и структуру на первый план, Дмитрий Лисс представил грандиозную и трагическую сагу о поиске, надежде, уповании и в конечном итоге – разочаровании человека на путях земного мира. Царившее в первой части настроение сурового мужества сменилось жестоким вихрем, бушующим во второй части. Третья часть, Andante, стала лирической кульминацией действа. От пантеистической, идиллической картины музыка вела в глубины обуревающих человека терзаний и сомнений. Дирижер придал страстным мелодиям почти рахманиновскую широту и распевность, подчеркнув тем самым параллель и со Второй симфонией русского гения, и с его апокалиптической поэмой «Колокола». Финал Шестой стал мрачной фантасмагорией, в чем-то перекликающейся с шабашем из «Фантастической симфонии» Берлиоза. Умело выделяемые тембры были подобны грозным силам, выносящим приговор (мрачные линии фагота и тубы) или насмехающимся над тщетными устремлениями. Эффект от последних роковых ударов был немного прерван разразившимися аплодисментами: пауза осмысления – куда мы идем, и куда катится этот мир – была бы совсем нелишней.
* Статья готовилась к публикации, когда стало известно, что основатель, художественный руководитель и главный дирижер Челябинского симфонического оркестра, заслуженный артист России Адик Абдурахманов ушел из жизни. Светлая память!..
Поделиться: