Классическое определение аранжировки – это модификация, адаптация музыкального произведения для исполнения его иным, чем в оригинале, способом. У гитаристов аранжировки были популярны во все времена – в разные исторические эпохи. Работы испанского композитора и гитариста Франсиско Тарреги, переложившего для гитары многие произведения барокко и романтизма, среди которых прелюдии и фуги И.С. Баха, «Баркарола» и «Канцонетта» Ф. Мендельсона, «Гранада» И. Альбениса, во многом открыли инструмент широкой общественности. Огромную популярность гитаре принесли транскрипции Андреса Сеговии, который выбирал, помимо барочных и романтических пьес, произведения испанских композиторов. Оказалось, что гитара обеспечивает даже лучшее исполнение некоторых композиций Альбениса, Гранадоса или Де Фальи, чем фортепиано. Так что тема аранжировки, бесспорно, актуальна: создание каверов для гитары было популярно во все времена
Для меня аранжировка – это, прежде всего, баланс между аутентичностью классического произведения и авторским прочтением исполнителя. Это прочтение не меняет звук классической гитары, сохраняя художественную идею, эмоциональную направленность и смысл каждой ноты: поиск новых вариантов интерпретации происходит в классическом содержательном векторе оригинала. Аранжировка является способом передать собственное видение произведения за счет исполнительских качеств музыканта-аранжировщика.
Возможности у классической гитары огромные – в отличие от многих других струнных инструментов, гитарист ведь играет «за троих»: в гитарной фактуре органично сочетается мелодия, бас и даже перкуссия (удары по деке, подставке и басовым струнам). Гитара позволяет многое, это один из самых фактурно разнообразных инструментов, и это нужно использовать для достижения новых исполнительских красок, наряду с многими ритмическими, мелодическими, гармоническими и стилистическими особенностями. Исполнитель должен быть виртуозом, сочетая все эти аспекты, но при этом четко понимать, что виртуозность – не цель, а средство: не просто блестящая техника, а способность создавать магию на сцене, захватывая слушателей своим исполнением. И здесь тоже важен баланс, на сей раз, между формой и содержанием.
Аранжировкой я занимаюсь давно – в исполнительской и педагогической сфере. В музыкальном колледже РАМ им. Гнесиных я преподавал аранжировку студентам. Ребята делали интересные каверы самых разных произведений, от «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина до «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина.
Мои исполнительские искания в сфере аранжировки во многом были навеяны искусством кино. Было много аранжировок на саундтреки мюзиклов. Для меня было важно не просто играть мелодию, а передавать чувства и эмоции, которые она несет, находить индивидуальный подход к композиции, выделяя ключевые эмоциональные моменты. Каждая аранжировка становилась оригинальным произведением со своими исполнительскими приемами, эксклюзивными в данном конкретном случае: где-то требовалось дать вариации, где-то «поиграть» с темпами, добавить перкуссионные моменты, внести «стилистическую модуляцию», например, блюзовые оттенки. Для меня все это не просто адаптация и интерпретация, это – Язык эмоций на струнах, своего рода Магия.
Аранжировка на песню «Love Of My Life» группы Queen тоже началась с фильма – она создавалась после просмотра «Богемской рапсодии», где звучали оригинальные песни группы. Это захватило меня – эмоционально и художественно, захотелось создать свою интерпретацию, представить свое видение бессмертного хита. Необходимо было сохранить идею оригинала, неповторимую лирическую ноту одной из самых известных баллад культовой группы. Это какое-то особое состояние духа, пронизанное романтикой и удивительной гармонией всепоглощающего чувства. Моя музыка должна была вызывать такие же эмоции - выражать свою мысль, при этом не искажая внутренний посыл оригинала. Это трудная работа, сродни актерскому мастерству: необходимо «вжиться» в образ, в какой-то мере идентифицироваться с ним, и, в то же время, остаться собой, сохранив свой стиль, свои творческие установки, свою исполнительскую манеру.
Композиция, которую я прилагаю к этой статье для читателей газеты, уже получила положительную оценку профессионального гитарного сообщества.
В ближайших моих планах – продолжить работать в этом направлении, создавая программные пьесы на саундтреки известных фильмов. Также собираюсь выпустить сборник своих аранжировок, он может быть полезен студентам музыкальных ССУЗов и ВУЗов. Начинающим гитаристам я хочу передать не только свой опыт, но и безграничную любовь к музыке. Главное – находиться в постоянном развитии, движении вперед. Все время быть открытым новым идеям, искать свой уникальный путь в музыкальном искусстве. Не бояться экспериментировать, но при этом помнить о корнях. Такой посыл в Музыкальную Вселенную обязательно принесет свои плоды, которые реализуются в новых музыкальных открытиях.
Автор статьи Максим Кириков, исполнитель на классической гитаре
Поделиться: