Сценическая кантата Карла Орфа исполняется в Москве нередко – и в театрализованной форме, и в чисто концертной. И для Хора Минина это сочинение также не новое. Его ноябрьское исполнение в Москве стало уже вторым для коллектива в нынешнем сезоне. В сентябре мининцы участвовали в представлении «Кармины Бураны» на Чеховском фестивале в зале «Зарядье» – это был спектакль Театра современного балета Кубы в хореографии Хорхе Энрике Сеспедеса.
«Кармина Бурана» как полноценный спектакль входит в репертуар некоторых оперных театров России, ее сценические воплощения не раз украшали всевозможные опен-эйр-проекты. К сожалению, до сих пор никто у нас не отважился на полную постановку триптиха Орфа «Триумфы», где «Кармина Бурана» – лишь первая часть. Ее особая популярность предопределена яркостью, даже броскостью материала, мелодически простого, обаятельного в своей «архаичности», строящегося на гипертрофированном контрасте чередующихся номеров. В ней Орф воссоздал дух и форму средневекового празднества, показав «темные века» как эпоху свободолюбия и свободомыслия, в которой находилось место и едкому юмору, и апологии чувственности.
Грандиозный замысел Орфа требует усиленного хорового звучания, настоящей и всепоглощающей мощи голосов. Вместе с Хором Минина участниками исполнения кантаты в Большом зале консерватории стали Госкапелла Москвы им. Судакова и Детский хор «Весна» им. Пономарева, а также солисты «Новой оперы» Мария Буйносова, Дмитрий Бобров, Василий Ладюк и Государственный Кремлевский оркестр под управлением Константина Чудовского.
Туттийные фрагменты партитуры – прежде всего, знаменитый хор «O, Fortuna», которым начинается и завершается сочинение – были реализованы с блеском: звуковой шквал оказался такой силы, что буквально закладывало уши. Громоподобные фортиссимо, грохот ударных на максимуме, акцентированная ритмичность на пределе возможной четкости – все это кому-то, может быть, показалось чрезмерным, однако в том и состоял замысел Орфа, чтобы музыка звучала, фигурально выражаясь, убойно, пугая и завораживая одновременно, поднимая из глубин подсознания древние волны человеческой памяти.
Удались в исполнении и контрасты, поскольку лирика была подана бережно и деликатно. Здесь особенно пригодились ангельские тембры детских голосов, а также хрустальность и виртуозная техничность сопрано Марии Буйносовой. Не в пример ей Дмитрий Бобров в своей короткой, но сверхвысокой теноровой партии (иногда ее поручают контратенорам) особо не впечатлил: звучание слишком напряженное, задавленное и откровенно некрасивое. Зато по-настоящему блистал Василий Ладюк. Его царственный баритон неограниченных технических возможностей очаровывал и поражал: золотой тембр в сочетании с великолепными уверенными верхами (Орф и баритона не пощадил, не только тенора!) и полнокровно звучащими низами (что для лирического по природе голоса не так-то просто) вызывал настоящий восторг.
Хорам, особенно мужскому, «Кармина Бурана» оказалась не во всем по плечу: сложные ритмические фигурации частенько выпевались не филигранно. Женский хор был более искусным и пленял как четкостью и точностью исполнения, так и собственно красивым звуком. У детей «Весны» собственные «выходы» невелики, но они прозвучали по-настоящему великолепно – светло, легко, трепетно, мягко. Оркестру также в целом удались не только мощь и туттийная слитность, но и тонкие краски: все было сыграно на славу.
Фото - Алла Четверикова
Поделиться: