Финал как прелюдия
Концертом солистки Большого театра Александры Дурсеневой в ансамбле с пианистом Владимиром Слободяном завершился VI летний музыкальный фестиваль «Шереметевские сезоны в усадьбе Кусково»

Александра Дурсенева широко известна активной концертной деятельностью. Ее внимание к камерным программам стало особенно пристальным в последние годы — их появилось много и самых разнообразных, охватывающих различные пласты отечественной и зарубежной вокальной лирики. В отличие от многих своих коллег, певица часто обращается к сочинениям, редко звучащим в наших залах, умея в каждом найти свои краски, подкупить чем-то неожиданным и сугубо индивидуальным, будь то бесхитростные романсы Глинки, прихотливые циклы Малера или шалые песни Курта Вайля. 

К финалу Шереметевского фестиваля Дурсенева подготовила программу из произведений европейских романтиков. Ее глубокое и сочное контральто идеально подходит для романтической экспрессии; ее редкий по красоте тембр словно сам по себе усиливает настроения любовного томления, потаенной грусти или загадочного мистицизма. Как солистка Большого Александра Дурсенева также исполняет в основном репертуар золотого для оперы XIX века, поэтому обращение к камерной музыке той же эпохи выглядит вполне оправданно и гармонично: эта музыка ей не просто «по голосу», но эстетически очень близка. 

Любительница раритетов, певица предложила для «затравки» относительно популярные вещи — вагнеровский цикл на стихи Матильды Везендонк, канцону Листа «Грезы любви» и семь песен Дворжака, объединенных в цикл «Цыганские напевы». Несколько лет назад Дурсенева с успехом спела Фрику в «Золоте Рейна» в проекте Владимира Юровского в Московской филармонии — это было первое ее обращение к оперному творчеству Вагнера, а вот камерные сочинения немецкого гения она ввела в свой репертуар давно. «Пять песен на стихи Матильды Везендок» явственно перекликаются с «Тристаном и Изольдой», и Дурсенева сумела показать в них всю палитру «изольдианских» настроений женщины, страдающей и томящейся по несбыточной любви, обрисовать ее мечты, надежды, сомнения и разочарования. 

Вагнеровский цикл оказался своего рода прологом программы, поскольку в большей степени певица расцвела в опусах Листа и Дворжака. Первый прорыв – «Грезы любви», покорившие гармоничным сочетанием чувственности и созерцательности: неоспоримая жемчужина венгерского классика была исполнена эталонно, вызвав заслуженные овации. В «Цыганских напевах» Александра Дурсенева предстала как тонкая и разнообразная артистка, умеющая нарисовать голосом тысячи оттенков и расцветить миниатюры контрастами настроений. 

Мощный голос певицы совершенно иначе воспринимается в камерном формате, нежели на сцене Большого театра: с близкого расстояния гораздо проще расслышать его невероятную красоту, прочувствовать роскошное богатство красок и полутонов. Густые контральтовые низы буквально гипнотизируют и околдовывают; острые и точные верхние ноты, которые такому низкому и тяжелому голосу даются, очевидно, не просто, мастерски звенят и прорезают богатую фактуру фортепианного аккомпанемента; золотая середина же — не для удивления, а для наслаждения: она ласкает и словно окутывает слушателя неизъяснимо прекрасными волнами. Ровность голоса, отсутствие межрегистровых «швов» позволяет Дурсеневой выстраивать вокальную линию неизменно максимально пластично. 

Еще один притягательный момент вечера — выверенный ансамбль с пианистом, который, создавая богатую «подложку» голосу, тем не менее постоянно уступает ему пальму первенства, помогая вокалу царить. Как солист Владимир Слободян исполнил «Романс Вольфрама» из «Тангейзера» в транскрипции Листа — с подчеркиванием «вокальной» линии пьесы средствами инструментальной выразительности. В концерте приняла участие и одна пианистка: юная Любовь Дурсенева, дочь певицы и уже лауреат международных конкурсов, уверенно исполнила изысканно-сложную листовскую «Лорелею». 

Нынешний сезон — юбилейный в личной и творческой жизни Александры Дурсеневой. В его течении предстоит немало камерных концертов артистки, на которых она продолжит знакомить публику с результатами своих творческих изысканий — погружений в глубины камерной вокальной лирики.

 

Поделиться:

Наверх