ДУЭТНЫЕ ПИРШЕСТВА
Сооснователь и вице-президент Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов Людмила Осипова анализирует наиболее значимые события минувшего дуэтного концертного сезона

Сезон выдался насыщенным и без преувеличения триумфальным – подобного количества концертов, фестивалей и достижений мы еще не фиксировали. Традиционно он открылся в Москве, в Центральном доме архитектора, который снискал славу обители фортепианных дуэтов. Здесь самым первым более тридцати лет назад выступил дуэт Елены Сорокиной и Александра Бахчиева, а в нулевых был установлен мировой рекорд по числу участников в юбилейном гала-концерте фортепианных ансамблей (18). В качестве поддержки молодых музыкантов Дом архитектора теперь официально предоставляет свои площадки лауреатам дуэтных конкурсов. Первые сертификаты на концерты были вручены двум талантливым дуэтам из Екатеринбурга: Полина Карелина – Анна Суслина и Карина Минеева – Константин Шерстянкин.

Выдающимся событием сезона стал февральский концерт "ПетРо Дуэта" (Анастасия Рогалёва и Дмитрий Петров) в Большом зале Петербургской филармонии. Фортепианный дуэт на этой сцене – явление редчайшее. Два рояля. Без оркестра. Когда пианисты вышли на сцену, было видно, как они волновались: в зале – тысяча слушателей. Безукоризненное и вдохновенное исполнение всей дуэтной музыки Рахманинова – для двух фортепиано и в четыре руки, кроме того – «Колыбельная» Чайковского – Рахманинова в авторизованной версии для двух фортепиано Игоря Рогалёва. По оценке профессора РГПУ им. А.Герцена Олега Кошелева, «ПетРо Дуэт – потрясающий ансамбль, отличающийся необыкновенной слаженностью, продуманностью малейших тембральных и динамических нюансов. Подкупает акварельная красочность звучания роялей, мощный и красивый звук, выверенность кульминацией под динамические возможности дуэта". Супруги Анастасия Рогалёва и Дмитрий Петров бесконечно преданы делу ансамблевого музицирования. К новому учебному году они предложили кафедре специального фортепиано Петербургской консерватории, доцентами которой являются, дисциплину по выбору «Фортепианный дуэт» (Б1.В.ДВ.04, уровень специалитета, бакалавриата). Уверена, этот педагогический почин откроет качественно новую страницу в истории ансамблево-исполнительского образования.

Московскому фортепианному дуэту Надежды и Елены Каретниковых 40 лет. Пианистки продолжают серию концертов в старинных русских городах. Торжок, Рязань, Киров, Талдом, Кисловодск, Ялта, Москва (конечно), и нигде программы не повторяются: это творческий принцип дуэта. Четырёхручный репертуар сочетается с музыкой для двух фортепиано советских и российских композиторов, а также с переложениями симфоний.

Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский выступают в каждом сезоне с новыми специальными программами преимущественно на филармонических и консерваторских сценах, что определяет характер репертуара – двухрояльный, но не исключает и четырёхручные афиши. Именно этот титулованный московский дуэт завершал своим выступлением гала-концерт майского фестиваля Spectrum Duo Fest в Малом зале Петербургской филармонии, блестяще исполнив «Тарантеллу» из Второй сюиты Рахманинова.

Активность региональных дуэтов, вокруг которых образуются неформальные профессиональные сообщества и благодаря которым возрастает интерес к ансамблевому музицированию, доказывает жизнеспособность нашего общего фортепианно-дуэтного дела. Успешно развиваются инициативы новосибирцев Геннадия Пыстина и Дмитрия Карпова (издание нотных сборников, ежегодный всероссийский конкурс фортепианных дуэтов «Гармония» в Шушенском) и Эльвиры Полонской и Анатолия Полонского (видеолекторий и онлайн-концерты), краснодарцев Мадины Гайдук и Станислава Агаева, самарчанок Марианы Новиковой и Валентины Яхьяевой. Заметное немосковское событие – премьера «Половецких плясок» Бородина в виртуозной двухфортепианной транскрипции Виктора Бабина, которую осуществили Мария Котова и Дарья Музыка (Ростов-на-Дону).

Из оргмоментов сезона отмечу наиболее важный: по предложению Игоря Тайманова, ранее руководившего Петербургским объединением фортепианных дуэтов, на этот ответственный пост избрана Надежда Медведева, играющая в дуэтах с Мариной Климовой и Олегом Кошелевым. Петербургское сообщество – крупнейшее в России. В Северной столице ежегодно и едва ли не каждый квартал устраиваются международные дуэтные мероприятия, как упомянутый международный Spectrum Duo Fest (взявший название ансамбля Надежды Медведевой и Марины Климовой), в этом году посвящённый 150-летию со дня рождения Рахманинова. Трудно вспомнить такого большого числа участников на каком-либо фестивале, ну разве что на тех, которые проводит Валерий Гергиев. Чтобы в одном мероприятии участвовало 50 фортепианных дуэтов, а всего – более трёхсот музыкантов, это в известной степени сенсация! Приехали лучшие исполнители из Новосибирска, Москвы, Екатеринбурга, городов Китая и Кореи. Не был оставлен без внимания ни один петербургский фортепианный ансамбль, к ним присоединились духовики и хоры. Фестиваль открылся в Онеге, в родовом имении Рахманиновых, и продолжился в Петербурге на самых разных сценах – и на больших, престижных, и в музыкальных школах. Кроме концертов проводились мастер-классы, экскурсии, творческие встречи, состоялась научная конференция.

…Новый концертный сезон в московском Доме архитектора – точнее, в легендарном клубе «Архитектурные среды» – начнется в октябре. Его откроет дуэт-юбиляр Юлии Геталло и Александра Андреева. Двадцатилетие своего ансамбля пианисты, лауреаты международных конкурсов, отметят изысканной четырехручной программой.

Фото – Даниил Рабовский, Людмила Осипова

Поделиться:

Наверх