Новый голос классической гитары
Максим Кириков – музыкант родом из Беларуси. Последние 10 лет живет в Москве, закончил РАМ им. Гнесиных, пройдя все образовательные ступени – бакалавриат, магистратуру, ассистентуру - стажировку. Учился у мэтров, лучших педагогов и гитаристов-исполнителей: среди наставников Максима имена Николая Андреевича Комолятова, Артема Владимировича Дервоеда. На сегодняшний день преподает класс гитары в музыкальном училище имени Гнесиных, концертирует, участвует в конкурсах: в копилке достижений молодого гитариста много ярких побед на международном уровне. А еще Максим Кириков – вдохновенный новатор и смелый экспериментатор. Сейчас он открывает новые возможности классической гитары, расширяя привычные границы академического исполнительства. Об одном из своих экспериментов, оказавшимся весьма перспективным, Максим рассказывает на страницах нашей газеты

Будучи академическим музыкантом, я всю жизнь играл на классической гитаре. Моя эволюция как исполнителя, творческие искания всегда были направлены на сферу академической музыки. Я работал над своими возможностями как музыканта, оставляя при этом возможности самой гитары в рамках исторически сложившихся особенностей, органично вписанных сегодня в современный антураж. Но однажды наступил момент, когда я задумался о модернизации инструмента, о попытках разнообразить тембровую и динамическую палитру с целью решения более сложных художественных задач и достижения нового качества звучания.

Катализатором стало, как чаще всего и бывает в сфере искусства, художественное впечатление. В данном случае это был концерт австралийского гитариста-виртуоза Томми Эммануэля, признанного лучшим исполнителем на акустической гитаре современности за свою уникальную технику и фантастические способности к импровизации. Виртуозная игра «живой легенды» гитарного исполнительства натолкнула меня на мысли о поиске новых возможностей классического инструмента: появилась идея разнообразить звуковую палитру с помощью педалей эффектов, которые являются важной составляющей звучания электрогитары, но до сих пор не встречались мне в мире классического гитарного исполнительства.

Идея состояла в подключении к классической гитаре педалборда – специального устройства в виде цепи, звенья которой являются носителями разных эффектов. Задачу необходимо было решать не только на художественном, но и на техническом уровне, поэтому я нашел гитарного мастера, с которым мы вместе начали непростой путь «проб и ошибок», неизбежный для каждого новаторского начинания. Нам, как говорится, пришлось повозиться, прежде чем мы установили на мой инструмент серию датчиков-звукоснимателей, которые помогали передавать качественный сигнал. Но затраченные усилия стоили того – передо мной открылись неограниченные возможности в области экспериментов со звуком. Одновременно проявились и сложности – улучшение звука повлекло за собой «выпячивание» любых технических огрехов: педалборд не дает права на ошибку, требуя от исполнителя очень высокого уровня технических умений – играть с ним нужно просто идеально, кристально чисто.

Прежде всего, я начал работать с репертуаром – хотел добиться нового звучания классических произведений, именно в этом была моя основная идея. Интересно было экспериментировать с кубинским авангардом – творчество кубинского композитора и гитариста Лео Брауэра давало благодатную почву для поиска новых красок. Кинематографические приемы в произведениях Брауэра, его способность любой звук, будь то уличный шум, капли дождя, порывы ветра, рассматривать как музыку, позволяли трактовать гитару как своеобразный мини-оркестр. С помощью педалборда я искал способы этот визуализирующийся звук сделать более живым, ярким, еще более убедительным. Я хотел, чтобы произведения Брауэра «Кубинский пейзаж с колокольчиками», сюита «Черный Декамерон» зазвучали по-новому, оставшись при этом аутентичными. Еще одной сферой моих исканий была белорусская музыка, которую я благодаря белорусским корням хорошо понимаю, чувствую специфику – педалборд позволил мне по-новому погрузиться в музыку, усилив ее тембровые и динамические возможности. Буквально на глазах рождалась другая стилистика. По-новому раскрылась даже музыка Баха: казалось бы, ее невозможно ни улучшить, ни изменить, но можно добиться большей зрелищности, например, с помощью звуковой краски, имитирующей звучание органа.

На суд публики свои эксперименты я впервые вынес на Международном форуме испанского искусства «Musica Iberica», который ежегодно проходит в Москве. Это был важный опыт: стало понятно, что новое направление нравится публике и заинтересовало критиков.  Я стал выступать на разных фестивалях, среди которых знаковым для меня и предложенного мною нового направления стал Международный фестиваль «Мир гитары» в Калуге, который ежегодно превращает российский город в мировой гитарный центр – сюда съезжаются лучшие композиторы и гитаристы мира. Гитара здесь представлена во всем многообразии: это и классика, и фламенко, и джаз, и фьюжн. Было интересно представить мое направление искушенной публике и именитым гостям – на 23-м фестивале в 2019 году я отыграл сольный концерт с применением педалборда. Было внимание прессы, представителей профессионального сообщества: общим мнением стало признание перспективности предложенной мною новации, которую рассматривали как весомый вклад в классическое направление гитарного исполнительства.

Параллельно с концертными выступлениями я продолжаю творческий поиск, стремясь не только популяризировать данное направление, но и обогатить его дальнейшими находками. В планах у меня – приобретение инструмента, позволяющего добиться новых исполнительских красок. Я провожу мои эксперименты во благо развития гитарного искусства, полагая, что совершенствование техники игры неотделимо от развития инструмента в целом, и подчеркивая уникальность гитары, ее неповторимость и своеобразие.

 

Автор статьи Максим Кириков, исполнитель на классической гитаре 

Поделиться:

Наверх