Будучи академическим музыкантом, я всю жизнь играл на классической гитаре. Моя эволюция как исполнителя, творческие искания всегда были направлены на сферу академической музыки. Я работал над своими возможностями как музыканта, оставляя при этом возможности самой гитары в рамках исторически сложившихся особенностей, органично вписанных сегодня в современный антураж. Но однажды наступил момент, когда я задумался о модернизации инструмента, о попытках разнообразить тембровую и динамическую палитру с целью решения более сложных художественных задач и достижения нового качества звучания.
Катализатором стало, как чаще всего и бывает в сфере искусства, художественное впечатление. В данном случае это был концерт австралийского гитариста-виртуоза Томми Эммануэля, признанного лучшим исполнителем на акустической гитаре современности за свою уникальную технику и фантастические способности к импровизации. Виртуозная игра «живой легенды» гитарного исполнительства натолкнула меня на мысли о поиске новых возможностей классического инструмента: появилась идея разнообразить звуковую палитру с помощью педалей эффектов, которые являются важной составляющей звучания электрогитары, но до сих пор не встречались мне в мире классического гитарного исполнительства.
Идея состояла в подключении к классической гитаре педалборда – специального устройства в виде цепи, звенья которой являются носителями разных эффектов. Задачу необходимо было решать не только на художественном, но и на техническом уровне, поэтому я нашел гитарного мастера, с которым мы вместе начали непростой путь «проб и ошибок», неизбежный для каждого новаторского начинания. Нам, как говорится, пришлось повозиться, прежде чем мы установили на мой инструмент серию датчиков-звукоснимателей, которые помогали передавать качественный сигнал. Но затраченные усилия стоили того – передо мной открылись неограниченные возможности в области экспериментов со звуком. Одновременно проявились и сложности – улучшение звука повлекло за собой «выпячивание» любых технических огрехов: педалборд не дает права на ошибку, требуя от исполнителя очень высокого уровня технических умений – играть с ним нужно просто идеально, кристально чисто.
Прежде всего, я начал работать с репертуаром – хотел добиться нового звучания классических произведений, именно в этом была моя основная идея. Интересно было экспериментировать с кубинским авангардом – творчество кубинского композитора и гитариста Лео Брауэра давало благодатную почву для поиска новых красок. Кинематографические приемы в произведениях Брауэра, его способность любой звук, будь то уличный шум, капли дождя, порывы ветра, рассматривать как музыку, позволяли трактовать гитару как своеобразный мини-оркестр. С помощью педалборда я искал способы этот визуализирующийся звук сделать более живым, ярким, еще более убедительным. Я хотел, чтобы произведения Брауэра «Кубинский пейзаж с колокольчиками», сюита «Черный Декамерон» зазвучали по-новому, оставшись при этом аутентичными. Еще одной сферой моих исканий была белорусская музыка, которую я благодаря белорусским корням хорошо понимаю, чувствую специфику – педалборд позволил мне по-новому погрузиться в музыку, усилив ее тембровые и динамические возможности. Буквально на глазах рождалась другая стилистика. По-новому раскрылась даже музыка Баха: казалось бы, ее невозможно ни улучшить, ни изменить, но можно добиться большей зрелищности, например, с помощью звуковой краски, имитирующей звучание органа.
На суд публики свои эксперименты я впервые вынес на Международном форуме испанского искусства «Musica Iberica», который ежегодно проходит в Москве. Это был важный опыт: стало понятно, что новое направление нравится публике и заинтересовало критиков. Я стал выступать на разных фестивалях, среди которых знаковым для меня и предложенного мною нового направления стал Международный фестиваль «Мир гитары» в Калуге, который ежегодно превращает российский город в мировой гитарный центр – сюда съезжаются лучшие композиторы и гитаристы мира. Гитара здесь представлена во всем многообразии: это и классика, и фламенко, и джаз, и фьюжн. Было интересно представить мое направление искушенной публике и именитым гостям – на 23-м фестивале в 2019 году я отыграл сольный концерт с применением педалборда. Было внимание прессы, представителей профессионального сообщества: общим мнением стало признание перспективности предложенной мною новации, которую рассматривали как весомый вклад в классическое направление гитарного исполнительства.
Параллельно с концертными выступлениями я продолжаю творческий поиск, стремясь не только популяризировать данное направление, но и обогатить его дальнейшими находками. В планах у меня – приобретение инструмента, позволяющего добиться новых исполнительских красок. Я провожу мои эксперименты во благо развития гитарного искусства, полагая, что совершенствование техники игры неотделимо от развития инструмента в целом, и подчеркивая уникальность гитары, ее неповторимость и своеобразие.
Автор статьи Максим Кириков, исполнитель на классической гитаре
Поделиться: