Top.Mail.Ru
Ольга Чернышева: «Мы учим детей думать и чувствовать»
В преддверии Дня театра хочется поговорить о достойной смене, о преемственности поколений, без которой никакая традиция просто не сможет выполнять свою главную функцию регулятора общественных отношений. В данном случае – регулятора поистине магического вида искусства, которое, как никакое другое, учит нас быть людьми, думать и сопереживать, обогащаясь нравственно и духовно

Тема Театра особенно глубоко и вдохновенно звучит в России, где театральное искусство всегда воспринималось как отражение совести и души народа, уникальный способ духовно-нравственного самопознания. Не случайно же Белинский писал о театре: «Театр – весь мир, вся вселенная со всем их разнообразием и великолепием». И сегодня, когда театр стал таким разнообразным по репертуару, таким гибким, чутко реагирующим на общественные тенденции, таким по-новому живым и интересным, по-новому трактующим классику, крайне важно сохранить многовековую традицию и высокую планку отечественной театральной школы.

Мы поговорим о поколении, которое идет на смену, и, благодаря опытным и талантливым педагогам, готово вдохнуть новую жизнь в древнюю традицию. Нет на свете мальчишки или девчонки, хоть раз в жизни не представлявших себя на сцене. Что ж, игра для ребенка – второе «я», а театр – и есть игра. А если игра эта помещена в волшебный и добрый мир спектакля, вовлекает ребенка в гущу невероятных событий, давая возможность примерить на себя разные роли – вот мощнейший инструмент воспитания, приобретения художественного и личного опыта. Именно так учат театральному мастерству в Санкт-Петербургской школе искусств №10. Театральное отделение здесь не только образовательная программа: это целый мир, воспитывающий органичных в сфере искусства людей, и просто людей – добрых, честных, искренних, способных думать и сопереживать.

Наш собеседник: Ольга Викторовна Чернышева, преподаватель актерского мастерства и сценической речи Санкт-Петербургской ДШИ №10. В Российском государственном институте сценических искусств Ольга Викторовна закончила факультет театра кукол и аспирантуру кафедры сценической речи, и сейчас работает в родном ВУЗе старшим преподавателем сценической речи. Еще одно место работы талантливого педагога-театрала – Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, где Ольга Викторовна преподает на кафедре режиссуры игрового кино. Одновременная работа в школе и Высших учебных заведениях позволяет непосредственно отслеживать проблему преемственности поколений, готовить выпускников школы к профессиональному театральному обучению. Этот «мостик» очень важен для тех, кто в своей взрослой жизни выберет театральную профессию. Но не менее важно обучение театральному мастерству и для тех ребят, которые впоследствии не станут театральными артистами. Пройдя огромную социально-воспитательную театральную школу, они будут успешными в любой профессии, потому что через познание театрального мастерства они познают свою собственную природу. Писал же великий Гёте: «Что может быть больше природой, чем люди Шекспира!». Итак, о «людях Шекспира», больших и маленьких, беседуем с Мастером.

- Ольга Викторовна, как начинался ваш путь в школе искусств?

- В школе я работаю очень давно, начинала в 2004 году в подготовительных группах эстетического воспитания. Очень интересно там реализуется система подготовки самых маленьких к школе искусств – занятия включают в себя театральные игры, пластику, бумажную пластику, хореографию, ритмику. Отделение привлекательно для детей и родителей, многие дети потом поступают на художественное и театральное отделения нашей школы. Таким образом, базу наших учеников мы готовим заранее, лет с 4-х. Такое погружение в искусство в игровой занимательной форме очень полезно для дальнейшего развития детей.

- Но потом вы перешли на театральное отделение?

- Да, я преподаю актерское мастерство и сценическую речь. Последние три года веду два своих класса. До этого сотрудничала с преподавателями нашей школы – Черниковой Надеждой Сергеевной, Ярыгиной Инной Анатольевной и другими. Мы  стараемся и с более старшими детьми работать так, чтобы им было интересно. Используем в драматических спектаклях музыку, элементы театра кукол, хореографию. У нас великолепные хореографы. Лидия Юрьевна Дубровская ставит потрясающие танцы для спектаклей,а также отдельные номера, с которыми ребята успешно участвуют в хореографических конкурсах. У ребят насыщенная программа – вокал, грим, история театра, обязательные экскурсии в театры, театральные музеи с последующим обсуждением. Обмен впечатлениями после просмотра спектакля –великолепная практика в формулировании своих мыслей. Детям интересно, а когда интересно, тогда они работают с удовольствием, быстро запоминают тексты, хватаются за все роли, сочиняют этюды. Творческая атмосфера присутствует в школе с первых дней ее существования, она ведь, как и театральное отделение, создавалась энтузиастами, увлеченными людьми, и эта увлечённость передается и детям. Они с большим удовольствием участвуют в фестивалях, конкурсах, получают важный опыт, учатся ориентироваться в незнакомом пространстве, на незнакомой сцене, учитывать все необходимые детали костюмов, реквизита. Без желания и умения самоорганизовываться, слушать друг друга такие задачи невыполнимы.

- Вы упомянули о конкурсах и фестивалях. Есть успехи?

- Мы регулярно участвуем в творческих состязаниях. Чтобы попасть на некоторые из этих фестивалей, нужно быть хорошо подготовленными и пройти конкурсный отбор. «Брянцевский фестиваль», детский театральный фестиваль «Б’АRТ’О» в ТЮЗе, конкурс чтецов «Живая классика», фестиваль «Если бы» в Набережных Челнах, конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение» им. Н.Г. Красовской, несколько лет назад ездили на фестиваль «Снежный барс» в Казань… Мне довелось поработать над сценической речью во время создания спектакля «Маленькие женщины» по мотивам книги Луизы Мэй Олкотт, режиссёр Инна Анатольевна Ярыгина – это спектакль, в котором участвуют только девочки. Спектакль получился очень красивый, стильный, глубокий, затрагивающий очень важные человеческие проблемы – воспитания, отношений родных людей в семье, о том, как важно мечтать и стремиться к своей мечте...  Еще одна постановка Инны Анатольевны – японская сказка, спектакль решен в жанре японского театра, с японской стилистикой и сшуточным, характерным для этого жанра растягиванием слов – спектакль был представлен на фестивалях в ТЮЗе и в Казани.  С хореографическим классом, в котором тоже есть предмет «Актерское мастерство», Инной Анатольевной был поставлен спектакль «Кто он?» по мотивам рассказа А.П. Чехова «Из дневника одной девицы».

Три года назад мне посчастливилось набрать свой собственный театральный класс, которому я дала название «Первенцы», с ними мы создали уже три работы: «Дашенька, или история щенячьей жизни» по мотивам произведения Карела Чапека, «Мировые БА, ДЕ, НЯ» – это истории про бабушек, дедушек, нянь и детей из разных произведений мировой литературы, и третий, очень важный для нас спектакль «Автобус до станции Лето».  – поэтический, по мотивам стихотворений о лете разных авторов. Так сложилось, что нам подарили яркую декорацию – автобус на колесиках, большой, красивый, с окошками. Я стала думать, как его использовать, как обыграть материал, чтобы это было интересно, прежде всего, детям. Нашла стихи, жизненные ситуации, связанные с летом, и мы отправились в это путешествие. К созданию и поиску кукол, реквизита, костюмов подключили родителей, получилось живо, легко, азартно. Есть истории и про невыносимую жару, и страшилки у костра, и даже история первой детской влюблённости и вынужденном расставании, связанном с окончанием лета. С этим спектаклем мы участвовали в фестивале «Б’АRТ’О» в театре Юного Зрителя, это был для нас очень важный, интересный опыт. Сейчас поступило предложение записать на Радио России аудиоверсию спектакля, надеюсь, у нас это получится.

- Многие ваши ученики становятся профессиональными артистами?

- Да, конечно, есть ребята, которые выбирают актерскую профессию, поступают на факультет театра кукол или на драматический факультет, в этом году одна из учениц поступила в РГПУ им. Герцена на отделение, которое готовит театральных педагогов. Наше отделение дает предпрофессиональную подготовку.   Но в целом мы не ставим такой задачи, чтобы все ученики обязательно пошли поступать в театральные ВУЗы. Стремимся к тому, чтобы дети развивались гармонично, могли свободно двигаться, говорить, увлекались чтением, хорошим кино, спектаклями. Принято считать, что эта профессия помогает раскрепоститься. Я бы не это поставила во главе угла – мы учим детей думать. Вникаем в материал, говорим, часто спорим о человеческих отношениях, наблюдаем друг за другом, за собой. Это помогает более осознанно относиться к себе и другим людям, слышать друг друга.

- Все эти практические наработки отражаются в теории? Я имею в виду научную и методическую работу.

- Это очень важная часть нашей работы. Я регулярно провожу мастер-классы. Уже более двенадцати лет являюсь членом жюри международного конкурса-фестиваля «Салют талантов», во время пандемии провела три педагогических онлайн-школы для педагогов-театралов разных городов и стран. Продолжаю поддерживать отношения с этими педагогами, для которых очень важна профессиональная информация, новые материалы, книги, выпускаемые издательством театрального института, обмен опытом, рекомендации. Недавно вместе с Инной Анатольевной Ярыгиной мы участвовали в Театральной лаборатории педагогического мастерства «Золотые ключики», которая проводилась в рамках VIII Международного музыкально-театрального детско-юношеского конкурса-фестиваля «Золотые ключики» в Петрозаводске.  По итогам был выпущен сборник, где представлена инсценировка Инны Анатольевны для спектакля «Маленькие женщины» и моя статья о проблемах сценической речи в современной педагогической практике. Стараемся участвовать в конференциях Союза детских театральных школ. В этом учебном году мы ездили в Москву, где посетили семинары и занятия Московской театральной школы Олега Табакова. Там была возможность заявить о нашей школе, обсудить с коллегами актуальные проблемы, прежде всего, вопрос о месте ребенка в системе образования. К сожалению, часто мы сталкиваемся с тем, что предпрофессиональное образование, полученное в школе искусств, не помогает, а, напротив, мешает ребенку при поступлении в ВУЗ. Очень важно суметь дать такое образование, при котором ученик сможет оставаться слышащим разные задания разных педагогов, участие в спектаклях не должно привязывать детей к какой-то одной форме существования, нужно выработать определённую лёгкость восприятия и способность меняться.

- Сложно поступить к вам на театральное отделение? Конкурс большой?

- Отбор, конечно, есть, он просто необходим. Экзамен мы проводим по классическому варианту – стихотворение, басня, танец, песня. Бывает, что те, кто не поступили первый раз, впоследствии пробуют поступить ещё раз. У нас хорошая сохранность контингента. И, главное, что у детей горят глаза, они с удовольствием бегут на репетиции. Они увлечены театром, школой, иначе и быть не может. Ведь здесь они находят главное – знакомство с творчеством. И, что не менее важно, знакомство с собой. Погружаясь в театральную жизнь, они узнают хороших авторов, друг друга,свое время, свою душу и свое место в этом мире.

посмотреть видео

Поделиться:

Наверх