20 лет для оркестра – много это или мало? Если посмотреть на главные европейские коллективы (Венских и Берлинских филармоников, амстердамский Консертгебау и др.), чей возраст измеряется трехзначными числами, то вроде бы и немного. Между тем, несмотря на сравнительную молодость, НФОР давно и прочно входит в первую тройку столичных оркестров (наряду с РНО, который, кстати сказать, всего-то на 13 лет старше, и ГАСО им. Е.Ф. Светланова). Его основатели и кормчие – художественный руководитель Владимир Спиваков и директор Георгий Агеев (во вступительном слове перед юбилейным концертом Артем Варгафтик даже уподобил их тандему Станиславского и Немировича-Данченко) – лелеяли амбициозные планы собрать под свои знамена самых лучших музыкантов и оснастить их самым лучшим инструментарием, что во многом удалось. Приобретение инструментов работы крупнейших мастеров стало для Спивакова предметом особой заботы (нередко он даже вкладывал в это собственные средства).
Поначалу НФОР, формировавшийся по «штучному» принципу, воспринимался чем-то наподобие расширенного издания «Виртуозов Москвы». Для того чтобы стать настоящим оркестром, а не просто суммой первоклассных солистов, потребовалось время. С оркестром, наряду с его шефом, работали Теодор Курентзис, Джеймс Конлон, Ион Марин, Томас Зандерлинг, выступали Геннадий Рождественский, Александр Лазарев, Мишель Плассон, Эри Клас, Гинтарас Ринкявичюс, Энрике Маццола, Андрей Борейко, Василий Петренко, Александр Ведерников, Дмитрий Лисс и многие другие. В первые же годы по инициативе Георгия Агеева была создана стажерская группа, где впервые заявила о себе значительная часть одаренных молодых дирижеров России (среди которых – Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Константин Хватынец, Тимур Зангиев, Филипп Чижевский, Алевтина Иоффе, Алексей Верещагин). К юбилейной дате коллектив пришел абсолютно зрелым, способным на равных конкурировать с любыми российскими и зарубежными «тяжеловесами». За последние месяцы у меня была возможность вновь в этом убедиться на концертах под управлением сравнительно молодых, но уже весьма востребованных маэстро Димитриса Ботиниса и Ивана Никифорчина. И вот – юбилейный вечер в «Зарядье» под управлением самого Спивакова.
Программа состояла в основном из проверенных классических хитов, что и понятно, учитывая торжественный характер концерта. Открыла ее увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта», сыгранная вполне качественно, хотя на мой слух, возможно, немножко жестковатым звуком. Кроме того, чувствовалось, что коллектив и его шеф еще не в полной мере разогрелись, набрали заданную высоту. Разогреву немало поспособствовал сыгранный следом Фортепианный концерт Грига с Денисом Мацуевым. Последний определенно был в ударе, не позволяя, однако, своему темпераменту перехлестывать через край. В завершение отделения он сыграл на бис рахманиновский «Вокализ», причем маэстро Спиваков остался за пультом и слушал его стоя.
Второе отделение началось с итальянской оперной музыки. Замечу попутно, что отношения с оперой у Спивакова достаточно своеобразные: он лишь однажды принимал участие в театральной постановке (а от первоначально заявленного участия в постановке беллиниевской «Нормы» в нынешнем сезоне в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в итоге отказался), но зато осуществил немало концертных проектов. Увертюры к «Севильскому цирюльнику» Россини и «Сицилийской вечерне» Верди прозвучали практически безукоризненно, стильно и с драйвом. Вечер немало украсило участие Василия Ладюка, блестяще спевшего Каватину Фигаро из того же «Цирюльника» и Арию Графа ди Луна из вердиевского «Трубадура». Неплохо выступила и Анна Аглатова, исполнив Каватину Розины, а также Вальс Мюзетты из пуччиниевской «Богемы».
Но подлинной вершиной концертной программы стали фрагменты из «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Музыканты явили такое идеальное качество звучания, какое встречается лишь у наипервейших мировых оркестров. Безупречной была и дирижерская интерпретация. Но и бисы нисколько не разочаровали. Первым было Па-де-де из «Щелкунчика», вторым – знаменитый вальс Шостаковича (входящий в его «Сюиту для эстрадного оркестра» и известный также как Вальс №2 или «Русский вальс», спустя много лет после смерти композитора превратившийся в один из лейтмотивов фильма Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами»). Третьим и заключительным номером стало вступление к сарсуэле Федерико Чуэки El Bateo (это слово в испанском языке имеет очень много значений, и для того, чтобы дать адекватный перевод, пришлось бы тщательно проштудировать весь текст оригинального либретто, так что оставлю его без перевода). Дирижируя испанской музыкой, 78-летний маэстро, казалось, сбросил как минимум пару десятков лет и вполне мог поделиться энергетикой со многими куда более молодыми коллегами. С Испанией у Спивакова – особые отношения: некогда его «Виртуозы Москвы» даже получили там резиденцию, а когда был создан НФОР, то Испания оказалась среди первых стран, куда оркестр выехал на гастроли. Спиваков любит мистифицировать публику, давая незнакомым для нее сочинениям собственные названия. Вот и теперь он объявил произведение Чуэки под произвольным названием: «Несмотря ни на что», смысл которого, однако, без труда прочитывался в контексте прозвучавших чуть ранее из уст маэстро слов: «Тезис “красота спасет мир” сегодня временно не работает, но кто-то ведь должен спасать и красоту». И Владимир Спиваков, действительно, немало для этого делает – несмотря ни на что.
Поделиться: