Публике были предложены проверенные шедевры – «Фальстаф» и «Дон Карлос»: первый прозвучал в «Зарядье», второй – в Зале Чайковского, и оба прошли с аншлагом.
«Фальстафа» дали с элементами театрализации. Все исполнители были в старинных костюмах – плащах и шляпах с перьями; весьма стройного Руслана Розыева в титульной роли обложили толщинками, чтобы сделать из него «человека-бочку». Кроме того, на экране над сценой перевод с итальянского пустили не бегущей строкой, а в виде огромной и тоже старинной книги с переворачивающимися страницами. Это выглядело эффектно, но оказалось крайне неудобно для зрителей: текста много, поют его зачастую с пулеметной скоростью и нередко все вместе (опера ансамблевая, а роли в титрах не поименовали), поэтому было весьма затруднительно следить за тем, что происходит «в данную минуту», выискивая нужную строчку на плотно исписанном экранном «листе».
«Дон Карлос» предстал в строгом концертном варианте, лишь платья дам содержали легкий театральный намек: паж Тибо – в брюках и камзоле, королева Елизавета – в красном плаще, интриганка Эболи – в испанском воротнике (сначала в белом, а после кражи ларца королевы – в черном). С русскими титрами дело обстояло лучше (традиционная бегущая строка), хотя в ансамблях вновь персонажи не были поименованы (зритель сам должен был догадываться, кто и что поет), а текст, к сожалению, еще и содержал грамматические ошибки.
Если продолжить сравнение с музыкальной точки зрения, то пальму первенства, бесспорно, следует отдать «Фальстафу». В этой опере не так важен сольный вокал, красота и богатство голосов – многочисленные речитативы-скороговорки и ансамбли требуют от певцов иных качеств: точности, ритмической четкости, интонационной корректности. Этого маэстро Полянский сумел добиться: все было собрано добротно и работало как отлаженный механизм – вовремя, аккуратно, музыкально. В сольных репликах с их интонационной игрой (таких тут много) артисты стремились быть разнообразными, полнее раскрыть характеры героев, и в целом это получалось. Общий итог – слушать было интересно, по-настоящему увлекательно, индивидуальные несовершенства тембров или вокальной техники не особенно бросались в уши.
Приятнее всех прозвучала Юлия Томина в партии Нанетты, порадовав грациозным лирическим сопрано. А наиболее выразительной в игровом плане оказалась Евгения Сегенюк с громоподобным контральто: ее Квикли была гротескно уморительной. Остальные певцы (Форд – Андрей Бреус, Алиса – Елена Евсеева, Мэг – Людмила Кузнецова, Фентон – Максим Сажин, Каюс – Леонид Бомштейн, Бардольф – Олег Полшков, Пистоль – Сергей Топтыгин), как говорится, не испортили обедни. Основное сомнение осталось в отношении Фальстафа – Розыева: вокальной и актерской харизмы певца явно не хватало для создания колоритного и многопланового образа.
В «Дон Карлосе» качество вокала архиважно. Эта опера для настоящих вокальных звезд, здесь даже партии второй и третьей важности (типа Монаха/Карла V, Голоса с неба или пажа Тибо) написаны для первачей. Увы, вокальные составы нередко – самое слабое место проектов Валерия Полянского, работающего преимущественно с одними и теми же артистами, которых он старательно развивает, но которые имеют объективный «потолок» и многих важных вещей сделать не в состоянии. За такими ролями, как король Филипп, Елизавета Валуа, принцесса Эболи или Великий инквизитор, маячат колоссальные исполнительские традиции, с нескольких первых нот той или иной арии вспоминаются величайшие певцы, блиставшие в них, и от этого никуда не деться. Это твердо застряло в памяти, поэтому диетический, а иногда и откровенно некондиционный вокал иных исполнителей доставляет настоящие мучения.
Если же говорить только о позитиве, то звездой вечера стал Евгений Либерман в партии маркиза ди Позы. Певец раскрылся необычайно, спев своего героя и технически очень достойно, и эмоционально взволнованно и даже захватывающе. Баритон буквально превзошел себя – это настоящая победа артиста и приведшего его к этой вершине дирижера. Молодой тенор Олег Полшков ярко заявил о себе в титульной роли: пока не всегда хватает мастерства и самоконтроля, верхние ноты иной раз оказываются на пределе, не отличаются красотой, но все же они ярки и достаточно стабильны, а в остальном тенор сумел предъявить мастерство фразировки, показать привлекательный тембр и в целом осмысленное пение. Определенно перспективная заявка – сразу вспоминается Олег Долгов, прошедший большую школу у Валерия Полянского и выросший в крепкого и интересного исполнителя, ныне безотказного премьера Большого театра. Вновь чистое сопрано Юлии Томиной радовало поистине ангельским звучанием с портиков КЗЧ (Голос с неба) – жаль только, что партия очень мала.
Неоспоримая удача обеих опер – пение хора и игра оркестра, равно как и прочтение партитур Полянским: качество и соответствие духу было явлено в обоих сочинениях, столь разных по эмоциональному посылу. В первом случае – легкость, игривость, живость, юмор, бешеные темпы, общий динамизм. Во втором – мрачный колорит, проникновенные соло (начиная с отличной работы духовиков во вступлении), хорошо очерченные контрасты между фрагментами яркими, почти комическими (типа песни о фате Эболи) и грустно-меланхолическими или откровенно трагическими. Хоровые заслуги особенно ощущались в «Дон Карлосе»: сцена аутодафе устрашала и восхищала мощью, монолитностью и стройностью звучания.
…Государственная академическая симфоническая капелла России обращается к Верди регулярно: за последние десятилетия в ее исполнении звучало множество опер – от популярных (типа «Травиаты» и «Риголетто») до раритетных для российской афиши (например, «Луиза Миллер»). Хотелось бы пожелать коллективу продолжить линию на больший эксклюзив в этом плане и, наконец, восполнить имеющиеся лакуны, ведь в России до сих пор не звучали такие вердиевские сочинения, как «Оберто», «Король на час», «Альзира» и «Разбойники».
Фото автора и Татьяны Скипетровой
Поделиться: