Уроки жизни … и баяна
Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель по классу баяна Санкт-Петербургской ДМШ им. А. Петрова Валерий Николаевич Щукин, за время своей музыкально-педагогической деятельности вырастил несколько поколений талантливых музыкантов. О личном и творческом пути Учителя – наш репортаж

Уроки жизни

Псковская область, город Невель…

Именно там 17 января 1946 года в землянке воинской части родился Валера Щукин. Он еще не мог знать, какой ему уготован путь, но первые шаги делал уверенно и смело, прорываясь сквозь обстоятельства, а иногда проявляя на этом пути недюжинную изобретательность. Так, когда в семье совершенно случайно оказался баян, «изобрел» свою систему изучения нотной грамоты – вырезал кружочки и наклеил их на клавиши. Обучил не только себя, но и отца, который до этого безуспешно пытался играть на гармошке и все том же баяне. Уже тогда с удовольствием слушал, как соседский мальчик (счастливчик, он учился в музыкальной школе!) играл «Цветущий май», «Утро красит нежным светом». Вот такие были первые музыкальные впечатления.

В музыкальную школу поступил в 10-летнем возрасте, по нашим временам очень поздно, но тогда времена были другие. И учителя, бросившие его, как не умеющего плавать в холодную воду, «один на один» с инструментом – не чета сегодняшним, с методиками, мастер-классами, отчетными концертами… Валера был парнем настырным – не получалось, начинал снова, прорываясь сквозь слезы, сквози долгие часы бесполезных, как тогда казалось, сражений с неподдающимся инструментом. Но это только казалось. На самом деле именно тогда, в маленьком классе, у маленького мальчика формировались и сила, и характер, и мастерство. И понимание того, каким должен быть настоящий учитель: забегая вперед, скажем, что своих учеников на произвол судьбы он никогда не бросал.

В музыкальное училище Валерий Щукин поступил в Вологде. Педагог по классу баяна был один, и загружен соответственно – работал шесть дней в неделю с 8 утра и до вечера. Разумеется, ни о каком интонировании, фразировке и прочих исполнительских тонкостях, и речи не было. Это сейчас Валерий Николаевич начинает говорить об этом с учениками с шестилетнего возраста. А тогда… даже «зажатая рука» не смущала. Так что приходилось самому, методом проб и ошибок, двигаться дальше. Правда все эти «минусы» перекрывал большой «жирный плюс»: в музыку он крепко влюбился, и уже не мыслил себя вне этой профессии.

Но это была мечта, и путь к ее осуществлению оказался тернистым. После окончания училища «светила» директорская должность, но пришла повестка в армию, и это оказалось для тех, кто на тот момент решал судьбу новоиспеченного музыканта, куда более важным, чем поднимать культуру: спустя два года работы в музыкальной школе на станции Харовской Валерия Щукина отправили на военно-врачебную комиссию, обрили, и в казарму – сначала в химическое подразделение в Луге, а затем в ПВО в ГДР. Казалось бы, появилась еще одна специальность – крепкая, востребованная, куда более практичная, чем музыка. Но Валерий Николаевич не хотел быть химиком, у него была другая цель. И после демобилизации он продолжил свой путь к мечте.

Работая в музыкальных школах, в Великом Устюге, в Усть-Илимске, в Вологде, много раз пытался поступать в Консерваторию. Понимал, что без высшего образования он будет середнячком в профессии. А хотелось большего, если не всего, чтобы потом это музыкальное «все» передавать своим ученикам. Попытки поступить в Горький (Нижний Новгород), в Астрахань, в Уфу оказались безуспешными, ведь он даже не знал, какая программа нужна, плюс – стал заложником типичной для советских времен ситуации, когда брали «в основном своих, ну и пару выдающихся».

В Петрозаводскую консерваторию Валерий Николаевич поступил в возрасте 41 года. Учиться было тяжело – взрослый человек, весь аппарат сформирован. Но была мечта, и он шел к ней, сцепив зубы. Конечно, помогла поддержка близкого человека – всегда с ним рядом была жена. Валерий Николаевич говорит, что в большей степени именно она сформировала его как личность: куда бы не заносила их судьба, везде они были вместе. И обрастали все новыми впечатлениями. Так Валерий Щукин полюбил симфоническую музыку, пришел в восторг, когда освоил законы гармонии и полифонии и написал первую фугу, сформировал свои предпочтения среди исполнителей, – любимым его коллективом стал знаменитый Терем-квартет. Сегодня, правда, это уже не любовь из зрительного зала, со стороны – с прославленным коллективом играют ученики Валерия Николаевича. И это – еще одна грань осуществленной мечты.

В 2007 году Валерия Николаевича Щукина пригласили работать в Санкт-Петербургскую ДМШ им. А. Петрова. В одном из старейших музыкально-образовательных учреждений Северной столицы, флагмане отечественного художественного образования, талантливый баянист обрел наконец, свой творческий дом – опору, базу, поддержку своим начинаниям. Школа стала ему не просто родной – именно здесь Валерий Щукин получил возможность реализовать то, к чему шел долгие десятилетия. Это – свой класс, своя методика, ученики, которым он может передавать весь предыдущих опыт. И делать это, не боясь самых смелых экспериментов.

 

… и баяна

«Есть некоторая несправедливость по отношению к народным инструментам: все идут на флейту, скрипку, фортепиано, а если не попадают на них, то обращаются к баяну. Я, как могу, с этой несправедливостью борюсь, стараюсь заинтересовать выступлениями, практикой, сам играю. Я полюбил баян всей душой, и теперь стараюсь передать эту любовь своим ученикам, – говорит Валерий Николаевич Щукин. – Возможно, поэтому, среди них есть выдающиеся – например, братья Арсений и Василий Кирюхины, финалисты Всероссийского открытого телевизионного конкурса юных дарований «Синяя Птица» в 2016 году. Ребята – лауреаты Международных конкурсов, играли с Терем-квартетом, Вивальди-оркестром, участвовали в мероприятиях на самых престижных концертных площадках. Но не только они – я горжусь всеми своими учениками, начиная с самых первых, которых выпустил пол века назад. Их родители разыскали меня спустя годы, и написали благодарственное письмо. А это значит, что выбрал я правильное, нужное дело, и хорошо, что не свернул с пути».

Валерий Николаевич воспитал целую плеяду успешных музыкантов. Его ученики стали артистами филармоний, победителями престижных конкурсов, работают в составе известных оркестров и в музыкальной педагогике. Секрет педагогической результативности вряд ли поддается расшифровке, как и любая формула успеха. И все-таки, попробуем выделить некоторые ее составляющие.

Во-первых, методика. Она формировалась десятилетиями, по крупицам собиралась на уроках, из собственного опыта, питалась научно-методическими разработками коллег.  Валерий Николаевич вспоминает, что из каждой поездки в Москву он привозил приобретенные книги – материал для дальнейшей проработки. Делал заметки, в которых излагал свои мысли, наблюдения – короткие, емкие находки. Все это еще ждет своего научно-методического обобщения – педагогу-практику трудно выделить время на теоретические изыскания. Но на практике все работает, и давно!

Во-вторых, индивидуальный подход. Идеальных учеников не существует, как и идеальных алгоритмов. Кому-то нужно несколько переменок, кому-то достаточно одной. Кто-то может и полтора часа заниматься, а кому-то и сорока минут много. Кого-то нужно похвалить, от кого-то – потребовать. Учить можно любого и в любом возрасте, главное подобрать способ. Валерий Николаевич пишет на каждого ученика перед уроком тезисный план. Каждый вечер, дома, обложившись материалами, анализирует, находя лучшее решение в данной ситуации. На уроках сами по себе подбираются пословицы, поговорки для каждой творческой задачи – через образную сферу дети лучше воспринимают задумки педагога.

В-третьих, постоянное желание учиться, с любопытством ребенка, не подвластным биологическому возрасту, буквально впитывать все новое. «Я до сих пор учусь, черпаю все из учеников», – говорит Валерий Николаевич.

В январе 2023 года Валерию Николаевичу Щукину исполнилось 77. Из них 50 – педагогический стаж. Эти цифры продолжат увеличиваться. В этом нет сомнений. Потому что главный урок, который Учитель вынес из своей полной самых разных событий жизни, это понимание того, что превыше всего – труд. Нет труда – и жизни нет. Точнее, она есть, но какая-то неполноценная, не жизнь, а существование. Эту систему ценностей он прививает и своим ученикам, которые стали его творческой лабораторией, и во многом – его учителями. Даже самая маленькая, 6-летняя Саша, обучая которую умудренный опытом педагог экспериментирует особенно вдохновенно. И каждый новый ученик – новая лаборатория, новая планка, новое стремление достичь «потолка», новые уроки – жизни… и баяна…

Поделиться:

Наверх