Звучание скрипки не случайно называют волшебным. Чарующие звуки вдохновляют, окрыляют, возвышают над действительностью. Но, как известно, любое волшебство – результат многолетнего обучения и кропотливого труда. Помните, в известной сказке? – «Я не волшебник, я только учусь». Вот так и со скрипкой – чтобы сотворить чудо, необходимо огромное желание, железная воля и готовность преодолевать трудности. И тогда они просто перестают восприниматься как трудности: начинает что-то меняться – в самом музыканте и в окружающем мире.
Этот удивительный «рецепт счастья» мы услышали из первых рук – так говорит о своей работе и о своем творчестве (что в данном случае неразделимо) преподаватель по классу скрипки Детской музыкальной школы № 1 имени Колесникова Е.А. г. Череповца Лариса Николаевна Антипова.
Путь к профессиональной мудрости и такому тонкому пониманию своего инструмента начался в 80-е годы прошлого века – тогда маленькая девочка, поступившая в музыкальную школу, впервые взяла в руки скрипку. Осознанный выбор был сделан при поступлении в Череповецкое музыкальное училище, тогда же новоиспеченная студентка стала завсегдатаем концертов классической музыки. К музыкальному образованию добавилось педагогическое – обучение Лариса продолжила в Институте педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. Видя свое призвание в музыкальной педагогике, Лариса Антипова, тем не менее, начала свою профессиональную карьеру с исполнительской деятельности – с 1991 года и по сей день она является артистом Череповецкого симфонического оркестра Городского филармонического собрания, с 2018 года участником ансамбля преподавателей «Арт-трио» в родной школе. Большая исполнительская практика не отвлекает от основной педагогической работы, а, напротив, наполняет ее дополнительными смыслами и учит дарить огромный музыкальный мир себе и своим ученикам.
В ДМШ №1 имени Колесникова Е.А. Лариса Николаевна Антипова работает с 1997 года. Четверть века педагогической деятельности ознаменовались трудностями и успехами, но главное – огромным удовлетворением от работы с детьми. «Я получала и получаю удовольствие от того, что делаю. Я не только учу детей, от них я черпаю много нового, – рассказывает Лариса Николаевна. – У каждого возраста – свои особенности, а значит, нужны разные педагогические приемы, формы работы. С малышами мы используем много игровых моментов, сочетаем на уроке слуховые упражнения, элементы постановки, ритмическую гимнастику. Учимся отдыхать – на занятиях не должно быть слова «устал». Со старшими работаем над интонацией, музыкальной речью, ведь главное – это понимать и сопереживать интонационный смысл музыки».
С учениками Лариса Антипова на одной волне, в буквальном смысле: играют вместе и на уроках, и на концертах. И дело не только в личном примере. Хотя и это немаловажно – показать, каким совершенным может быть звук, как безграничны возможности прекрасного инструмента. Вместе – потому что в ансамблевой игре творческая коммуникация наполняет профессиональным содержанием первые шаги начинающего музыканта, он чувствует себя на одной «ступени» с преподавателем, что повышает самооценку и формирует чувство коллективной ответственности.
Реализовать свои творческие амбиции ребята могут в рамках ансамбля скрипачей «Улыбка», созданного Л.Н. Антиповой в 2010 году. Дети занимаются в ансамбле увлеченно и с большим вдохновением – коллективное музицирование, позволяющее воплощать совместные творческие замыслы, чувствовать себя важной частью единого коллектива единомышленников, дает возможность раскрыться каждому. Вот почему выступления ансамбля «Улыбка» покоряют зрителей. А участие в фестивалях и конкурсах приносит заслуженные награды. Только в 2022 году коллектив стал лауреатом I степени на Международном конкурсе «Белая лира» в Белгороде, Всероссийском конкурсе «Мастера искусств» в Казани, Международном конкурсе-фестивале искусств «Рождественские огни» в Вологде. Неудивительно, что ребята, даже после окончания музыкальной школы не могут расстаться с ансамблем – совсем недавно в коллектив вернулись бывшие выпускники: жизнь без «Улыбки» для них явно проигрывает в своей насыщенности и привлекательности.
Воспитанницы Ларисы Николаевны Эльвира Гусейнова и Светлана Антипова вошли в число лучших обучающихся образовательных организаций дополнительного образования сферы «Культура», удостоенных премии Губернатора области «Юные таланты Вологодчины» – Эльвира в 2020 году, Светлана в 2021. А сама Лариса Николаевна стала победителем конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» в 2022 году, победив по совокупности критериев – педагогическая работа, заслуги учеников, методическая работа – в трех турах: на уровне школы, Департамента культуры Вологодской области, и на всероссийском уровне в Москве.
Сегодня «Лучший преподаватель школы искусств» - 2022 продолжает трудиться в родной школе. И каждый день ощущает удивительное чувство приподнятости и воодушевления, открывая калитку в школьный двор и предвкушая новый трудовой день, наполненный радостью открытий и творческим вдохновением. «Я испытываю огромное удовлетворение от работы именно в этой школе, чувствуя себя частью замечательного, дружного, свободного коллектива, – делится своими чувствами и мыслями Лариса Николаевна. – Мнение каждого уважается директором – Натальей Викторовной Малявкиной, она сумела создать удивительную атмосферу вдохновения, приветствуя и поддерживая каждое творческое начинание, каждый замечательный творческий коллектив. А их в школе множество – это и ансамбль « Kavers Band», и духовой оркестр, и Образцовый детско-юношеский коллектив вокальный ансамбль «Акварель», и ансамбль русских народных инструментов «Азарт», оркестр гитаристов, камерный оркестр. Главное, что мастерство наших преподавателей и учащихся с каждым годом растет – потому что почва благодатная. Наша школа продолжает свой путь, полный творческих надежд и свершений. Я счастлива, что это и мой путь тоже, я и дальше буду вести по нему своих учеников».
Поделиться: