«Петербургская осень»: диалог о русской культуре
В Санкт-Петербурге подвели итоги XXI международного фестиваля русского искусства «Петербургская Осень»

Не только Пушкин был влюблен в осень.  Альбер Камю называл осеннее время второй весной, когда каждый лист — цветок, а Уильям Каллен Брайант – последней, самой восхитительной улыбкой года.

В творческой галерее Северной столицы красочная палитра этой золотой поры складывается из множества разнообразных оттенков, один из которых, пожалуй, самый яркий и насыщенный, вот уже в 21 раз не дает осени в городе Петра быть «унылой». Скорее, наоборот – жизнь кипит, объединяя профессионалов и любителей, взрослых и детей, выдающихся
артистов и неопытных дебютантов в рамках Международного фестиваля русского искусства «Петербургская Осень», учредителями которого являются Музыкально-просветительский колледж имени Тищенко, Петровская Академия Наук и Искусств, Международная Академия Искусств, Детская школа искусств имени Глинки. В масштабном диалоге переплетаются идеи, традиции, эксперименты, стили, жанры. А люди открывают для себя новые горизонты благодаря особой широте взгляда, ведь это – диалог о самом главном, о сохранении и развитии русской культуры.

Он осуществляется в форме самых разных мероприятий: музыка, литература, кино, театр соседствуют и дополняют друг друга, потому что о культуре можно и нужно говорить на разных языках искусства. И на разных языках в самом прямом лингвистическом смысле, именно поэтому в афишах фестиваля в разные годы можно встретить имена артистов многих стран.

Двадцать первый международный фестиваль русского искусства «Петербургская Осень» завершился 13 декабря в Петербургском Доме Журналиста гала-концертом «Петровская Ассамблея», посвящённым 350-летию императора Петра Великого и 30-летию возрождённой Петровской академии Наук и Искусств. Нельзя не сказать о потерях: впервые за историю своего проведения фестиваль прошёл без концертов в прославленном Доме Композиторов - особняк на Большой Морской с этого года оказался утрачен Союзом композиторов Санкт-Петербурга, просуществовавшим в этом здании с 1948 года. Тем не менее, творческий форум состоялся, пусть и с некоторыми рокировками. Так, Шостаковические чтения прошли не в Доме композиторов и не в Консерватории, чьё историческое здание находится в многолетнем ремонте, а в помещении одного из учредителей фестиваля Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко.

 Чем же на этот раз порадовала петербургскую публику фестивальная афиша?

Открытие фестиваля 23 октября ознаменовалось концертом и тремя мастер-классами в рамках всероссийского проекта «Молодые звёзды Московской Консерватории». В программе из сочинений композиторов Испании, Франции и России прозвучали произведения для кларнета в исполнении Даниила Саямова, блестяще исполненная Викторией Савкиной и Александрой Котляревской Соната для скрипки и фортепиано С.Франка. Неожиданно по-новому был трактован певицей Екатериной Скусниченко и пианисткой Юлией Куприяновой вокальный цикл М. Таривердиева.

По сложившейся традиции фестиваль отметил дату 7 ноября – по замыслу авторов идеи фестиваля, Ассоциации «Русская Традиция» Союза композиторов Санкт-Петербурга, независимо от разницы взглядов и оценочных характеристик, эту дату невозможно вычеркнуть из отечественной истории. И отмечают ее на каждом фестивале исполнением музыки соответствующей направленности и содержания. Памятным событием в этом ряду 5 лет назад, в год 100-летия Октября, стал симфонический концерт «Революция и контрреволюция», Прозвучали Симфония №12 Дмитрия Шостаковича «1917 год» и Симфония №7 Михаила Журавлёва «Октябрьская.1993 год».

Концерт 19 ноября предоставил сценическую площадку юным композиторам: авторы, самому старшему из которых только исполнилось 16 лет, представили свои сочинения на сцене уютного зала Культурного центра Е. Образцовой. Впечатлило разнообразие жанров, стилей, инструментальных составов и яркость музыкальной мысли: петербургская композиторская школа, одна из наиболее известных в России и Европе, получает новый виток развития в творчестве молодых талантов.

Неизменным успехом у петербургской публики пользуются вокальные бенефисы сопрано Зои Журавлёвой. В фестивальной программе этого года её вечер был посвящён юбилеям поэтов А.К. Толстого и М.И. Цветаевой. В концерте 27 ноября при участии баритона Антона Урбана и пианистки Арины Махининой ярко и проникновенно прозвучали как классические произведения Чайковского, Кюи, Рахманинова, Булахова, так и малоизвестное сочинение Глиэра, музыка современных авторов Тищенко, Слонимского, Успенского, Журавлёва.

28 ноября в помещении Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко прошли 46 Шостаковические чтения. Среди множества интересных докладов особенно ярко и свежо, по-новому осветив тему, прозвучал доклад Владимира Гуревича о музыке Шостаковича в кино. Выступлению одного из ведущих российских музыковедов предшествовал юбилейный вечер «Владимиру Гуревичу 75», собравший в прекрасном зале Института Театра, Музыки и Хореографии РГПУ им. Герцена целое соцветие музыкантов из России, Германии и Туркмении.

5 декабря традиционная Камерная Ассамблея «Петербургской Осени» представила в Доме журналиста творчество композиторов России, Белоруссии и Украины. В блистательном исполнении интернационального состава артистов Марии Алшундба, Владимира Быстрицкого, Артура Джавадяна, Ярослава Коваленко, Анны Комковой, Александра Майстренко, Михаила Огороднова, Виктории Огородновой, Златы Олюниной, Ульяны Пришвы, Андрея Реймерса, Антона Урбана прозвучала музыка Леонида Десятникова, Александра Иванова, Виктора Огороднова, Валентина Сильвестрова, Дмитрия Стефановича, Андрея Фролова.

В предпоследний вечер фестиваля зрители попали в волшебный мир русских народных сказок. История была музыкальной, и это придало особую прелесть ее остроумным перипетиям. На сцене вновь блистали студенческие силы колледжа. После части программы «Музы и кавалеры», представленной Хоровым Театром преподавателя колледжа Ольги Спицыной, был показан студенческий спектакль «В музыкальном царстве» по пьесе Софьи Журавлёвой, с юмором написанной по мотивам русских народных сказок: публика смеялась от души, а по окончании представления долго не отпускала начинающих артистов.

В этом музыкально-театральном проекте отразились важнейшие принципы как в целом фестиваля, так и его организатора, колледжа им. Б.И. Тищенко. Объединение творческих усилий детей и взрослых, учеников и учителей, профессионалов и любителей в едином художественном пространстве. Верность многонациональной, многоконфессиональной, но при этом единой отечественной традиции. Открытость к любым творческим направлениям и поискам, если в их основе лежит стремление к нравственному возвышению человека, восхождение к высоким эстетическим и этическим идеалам, воспитание чувства прекрасного и гуманизм.

«Уникальность колледжа в том, что это единственное в своём роде профессиональное учебное заведение для взрослых вечерней формы обучения. Здесь в образовательном процессе не делается жёстких разграничений на жанры академические и эстрадные. Здесь для всех студентов введён базовый курс Общей Истории Стилей. Здесь любой желающий в любом возрасте имеет возможность получить основы профессиональных навыков музыканта, – рассказывает Директор Музыкально-просветительского колледжа им. Б.И. Тищенко, художественный руководитель фестиваля «Петербургская осень», петербургский композитор М.Г. Журавлев. – Многие выпускники колледжа продолжали и продолжают обучение в ВУЗах страны и за рубежом, стали концертирующими артистами, композиторами, музыкальными педагогами. Среди студентов и выпускников колледжа есть лауреаты региональных, всероссийских и международных конкурсов. Некоторые вернулись в стены колледжа в роли преподавателей, иллюстраторов и концертмейстеров.

Деятельность Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко проводится в тесной координации с Автономной Некоммерческой Организацией Высшего Образования «Международная Академия Искусств». Между двумя негосударственными организациями заключён сетевой договор, позволяющий выстраивать гибкую систему непрерывного образования – от начального до высшего, а также обеспечивать индивидуальный подход к каждому студенту. В ближайших планах – создание продюсерского центра, в задачи которого входило бы обеспечение выпускников творческой работой как в процессе обучения, так и по окончании». 

Все, кто хочет сказать свое слово в искусстве, могут уже очень скоро приблизиться к осуществлению своей мечты. 18 февраля 2023 года Музыкально-просветительский колледж им. Б. И. Тищенко будет проводить очередной дополнительный набор учащихся Подготовительного отделения по специальностям: Академическое сольное пение, Академическое камерное пение, Бас-гитара, Виолончель, Композиция и теория музыки, Контрабас, Саксофон, Скрипка, Специальное фортепиано, Труба, Ударные инструменты эстрадного ансамбля, Флейта, Электрогитара, Эстрадно-джазовое пение, Эстрадно-джазовое фортепиано. 

Мы желаем всем поступившим счастливого пути. Каким он будет – покажет время. Но абсолютно точно: у студентов Музыкально-просветительского колледжа им. Б. И. Тищенко есть все шансы блеснуть на сценических площадках очередного Международного фестиваля русского искусства «Петербургская Осень» и завоевать любовь зрителей.

Потому что не только Пушкин был влюблен в осень. Мы все влюблены… В прекрасную, неповторимую, постоянно удивляющую осень с ее многогранной красочной палитрой, неожиданными акцентами, яркими сюрпризами… В осень, которая через год вновь наступит, и закружит в хороводе впечатлений и новых творческих открытий… В «Петербургскую осень» ...

Поделиться:

Наверх