Ансамбль профессионалов
Первая в Ждановском (ныне Приморском) районе Ленинграда Детская музыкальная школа открылась в 1978 году. Сегодня школа хорошо известна в Северной столице, контингент составляет 295 человек, которые обучаются по 12 исполнительским специальностям. Учащиеся и преподаватели школы активно участвуют в конкурсах и фестивалях, блестяще выступают в лучших залах Санкт-Петербурга, многие выпускники стали профессиональными музыкантами. Но главное – у них были и есть очень хорошие учителя

Педагог-музыкант – профессия элитная, предполагающая принадлежность к особой касте профессионалов. Бах и Бетховен, Шопен и Лист, Глинка и Чайковский, Рахманинов и братья Рубинштейн: все они преподавали музыку. Быть последователями таких педагогов – великая честь. И огромная ответственность представлять профессию, в которой быть ремесленником просто невозможно.

Какие же они, современные педагоги-музыканты? О наиболее ярких представителях профессии мы расскажем на примере ведущих  преподавателей Санкт-Петербургской детской школы искусств им. В.А. Гаврилина, музыкантов с уникальным педагогическим опытом, трудовой стаж которых практически совпадает с возрастом школы.

Имя выдающегося отечественного композитора, которое школа носит с 2000 года, накладывает особый отпечаток на всю ее деятельность. Валерий Гаврилин говорил, что мечтает своей музыкой добраться до каждой человеческой души: эту мечту великого композитора силой своего музыкального и педагогического таланта подхватили преподаватели школы и сумели передать своим ученикам. Именно благодаря их вдохновенному труду поначалу робкие, неуверенные первоклашки, делающие первые шаги в искусстве, за годы учебы обретают богатый духовный потенциал и профессиональное мастерство.  Подросшие и окрепшие птенцы улетают в большой мир, а в школу приходят новые – школа продолжает жить непреходящими духовными ценностями, которые постоянно накапливаются и преумножаются. Коллективная мысль, идеи, творчество преподавателей творят неповторимый облик школы, которая для многих стала не просто местом работы и профессиональной реализации, а родным домом, и даже более – судьбой.

Если употребить музыкальные термины, это напоминает слаженный ансамбль, где каждый ведет свою партию – ярко, тонко, профессионально. Попробуем же прочитать эту партитуру. Начинают - медные духовые…

 

Соло трубы

Найти путь к человеческой душе инструменту с тембром трубы непросто, во всяком случае, так думают многие родители, отдавая ребенка на фортепиано или скрипку. А то, что труба может петь, создавая совершенно особенные, звенящие, серебристые звуки необыкновенной красоты и глубины, знают немногие. Именно так звучит легендарный инструмент у Заслуженного работника культуры РФ, одного из ведущих преподавателей Петербурга по классу трубы, вырастившего множество лауреатов и дипломантов различных конкурсов, Михаила Моисеевича Библина.

В школе известный педагог работает с 1981 года, совмещая преподавание с исполнительской работой в оркестрах Санкт-Петербурга. И даже сейчас, когда в силу возраста артистическую деятельность пришлось завершить, Михаил Моисеевич не расстается с инструментом, показывая ученикам на каждом уроке, как красиво может звучать труба.

Эту формулу успеха педагог-профессионал вывел уже давно, и продолжает воплощать ее в жизнь: эффективность процесса обучения повышается в разы, если преподаватель сам является исполнителем (многолетняя практика русской и советской музыкальной исполнительской школы с ее известными на весь мир именами учителей и учеников – тому подтверждение).

17 человек, выпускников класса М.М. Библина, стали профессиональными музыкантами – работают преподавателями, артистами оркестров. Среди них есть и настоящие звезды, например, победитель Телевизионного конкурса «Щелкунчик» Леонид Валуйсков. В финал конкурса проходили еще два ученика Михаила Моисеевича, один из них стал дипломантом и получил специальный приз – для столь авторитетного и престижного творческого состязания это большое достижение.

«Работать приходится много, искать индивидуальный подход, – рассказывает Михаил Моисеевич Библин. – У каждого ученика не только индивидуальное строение аппарата, зубов, губ, но и свое мироощущение, восприятие действительности, характер, видение себя в искусстве. Поэтому с каждым ребенком приходится работать отдельно, рассказывать, показывать, подавать пример. Для меня эта работа – огромное удовольствие, прежде всего, благодаря удивительной атмосфере, которая создана в школе. Наверное, поэтому, к нам возвращается так много бывших выпускников. Это уже больше чем школа – духовное единство. И мы делаем все, чтобы в него вливались новые поколения учеников».

 

Самый совершенный инструмент

От звуков трубы, которая так волшебно поет у Михаила Моисеевича и его учеников, двигаемся дальше: к ансамблю профессионалов присоединяется самый совершенный музыкальный инструмент – так часто называют человеческий голос. Ровесник человечества, этот инструмент дарится щедрой природой каждому ребенку, а вот как распорядиться таким даром впоследствии, люди решают сами. Подсказывают решение, конечно же, умные и добрые педагоги. Наш разговор о музыке и о том, как она находит путь к человеческой душе, продолжает Заслуженный работник культуры РФ Нина Матвеевна Сахарова – руководитель старшего хора и преподаватель вокальной практики.

В юности Нина Матвеевна выбирала – стать музыкантом или актрисой. Музыка победила, но страсть к театру осталась навсегда. И она живет – в неповторимой манере общения, завораживающем голосе, в умении каждый урок построить как театральный этюд, придав ему захватывающую драматургию. Она выходит на сценическую площадку каждый день, и вместе с юными коллегами-артистами каждый день творит чудо рождения искусства.

В Санкт-Петербургской детской школе искусств им. В.А. Гаврилина Нина Матвеевна работает с года ее основания. Вместе со школой росла, взрослела, училась, приобретала все новые грани мастерства. Свою школу – единственную во всей профессиональной жизни, любит нежно, радуясь каждому достижению, каждому выступлению, каждому влившемуся в коллектив бывшему выпускнику. «Я помню всех мальчишек и девчонок, которые у меня пели, всех люблю, со всеми общаюсь, – говорит Нина Матвеевна. – Я счастлива, что 10 моих воспитанников стали профессиональными вокалистами. Я выбираю их из своих хоровиков, сразу понимаю, кто будет петь, и ни разу не ошиблась, не подарила ложные надежды. Я так вижу свое предназначение – находить их и направлять в вокал. Предмет моей особой гордости Маргарита Грицкова, обладательница званий «Надежда России» и «Звезда Лихачева», лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, в настоящее время солистка Венской Государственной оперы. Ее успехи - пример достижения профессиональных высот для моих сегодняшних учеников. И они продолжают славные традиции нашей школы, я верю в каждого из них».

О секрете своего успеха Нина Матвеевна говорит просто – надо любить детей и музыку. И тогда будут гореть глаза, и чистые души, как губка, будут впитывать прекрасное. На ее уроках дети раскрываются, как цветочки. Бывает, приходят уставшие, поникшие, а к концу занятия розовеют щеки, загораются глаза, как будто жизнь вливается вместе с прекрасными звуками человеческого голоса.

Говорят, тот хороший музыкант, у кого душа поет. А если ты сам не поешь, то как ты сможешь спеть пальцами? Этот вопрос Нина Матвеевна задает каждому своему ученику. А ответ ищут вместе – и, как видим, находят.

 

Магия черно-белых клавиш

Есть свои профессиональные секреты и у пианистов, у тех, кто в самом прямом смысле действительно «поет пальцами». Валентина Романовна Зубачева – преподаватель общего курса фортепиано. Ее ученики в качестве основного имеют другой инструмент, и фортепиано для них – еще один музыкальный мир, еще один взгляд на тайны искусства. Не секрет: их непросто заинтересовать, и тем ценнее горящие глаза на уроках. Ведь фортепиано – инструмент очень сложный, и для каждого человека история его освоения становится историей преодоления, прежде всего, самого себя.

Валентина Романовна в школе работает 40 лет. Награждена почетными грамотами Территориального управления Приморского района, грамотами Комитета по культуре Санкт-Петербурга, много работает в составе жюри профессиональных конкурсов, воспитала несколько поколений талантливых музыкантов. Успех школы, по ее мнению, зависит от коллектива профессионалов-единомышленников. «Работать в таком коллективе большое человеческое счастье, – говорит Валентина Романовна. – Подбор профессионалов – заслуга руководства и, прежде всего, директора Ирины Вячеславовны Киселевой. Желание участвовать в большом общем деле стимулирует учеников, отсюда успехи, мы видим, как вырастают у них крылья. Они способны буквально «прыгнуть выше головы», играть очень сложные произведения. Так, мой ученик Саша Пахомов сыграл Фантазию-экспромт Шопена – не каждый профессиональный пианист справится с таким произведением. Многие ребята участвуют в конкурсах и фестивалях, становятся лауреатами, поступают в профессиональные учебные учреждения, и там дают большие концерты, в том числе и фортепианные. Их успех – мое самое большое достижение и человеческое счастье. Мы остаемся с ними друзьями и после окончания школы, общаемся. Я их очень люблю, и знаю, что они отвечают мне взаимностью. На уроках ищу индивидуальный подход к каждому, и высшая награда, когда в процессе трудной работы удается добиться ощущения единой теплой эмоциональной волны, общей с учеником. «Ключик» ко всем разный, для малышей – игровой подход, для более старших – такие вот эмоциональные совпадения, которые стимулируют желание заниматься. Отдельная проблема – репертуар. Очень важно, чтобы ученику нравилось то, что он играет. И здесь очень помогает прекрасная музыка Гаврилина – мы ведь «гаврилинская» школа, и постоянно играем его произведения. Они сложные, несмотря на кажущуюся простоту. Чтобы играть Гаврилина, у ребенка должен быть сформирован музыкальный вкус, ведь это музыка, которую нельзя просто играть, нужно прочувствовать, пропустить через себя».

Играя музыку Гаврилина – чистую, мелодичную, подлинную – юные воспитанники школы приобщаются к музыкальному искусству самой высокой пробы. И несут его в мир со всем возможным мастерством, которое дали им преподаватели. Выходя на сцену, дети учатся не бояться, учатся раскрывать на публике самые главные черты своего внутреннего мира. Готовить концертирующих пианистов – главная задача преподавателя фортепиано Э.Г. Одерий: заслуги Эльвиры Герасимовны отмечены Почетной грамотой Министерства культуры РФ.

«В сентябре 2023 года будет 40 лет, как я пришла в эту школу. Я помню, какая она была – очень маленькая, всего лишь несколько классов на первом этаже, но уже тогда ощущалась рабочая атмосфера, особенная индивидуальность и тот потенциал, который развился в последующие годы, – делится воспоминаниями Эльвира Герасимовна. – Я помню всех наших замечательных директоров и тот неоценимый вклад, который они внесли в наше общее дело.  Первый директор, пианистка Галина Ивановна Михайлова передала эстафету руководства музыковеду Наталье Николаевне Ганичевой, работавшей до этого заместителем директора школы. Именно они создали ту замечательную атмосферу, которая сложилась благодаря их удивительному отношению к людям – требовательному, но при этом очень доброжелательному. Заложенные предшественниками традиции продолжает сегодняшний директор, преподаватель хоровых дисциплин Ирина Вячеславовна Киселёва: она работает в школе более 30 лет и держит столь же высокую планку в вопросах подбора кадров. В результате все члены нашего коллектива – прекрасные специалисты, всецело преданные выбранному делу. Ведь основная миссия преподавателя не просто обучать детей, которые пришли к нему в класс. Именно педагог становится для ученика и проводником в мире искусства, и примером для подражания, и главным мотиватором в выборе будущей профессии. Я невероятно счастлива, что работаю в таком коллективе – атмосфера школы вдохновляет на творчество, на все новые свершения. Это передается и детям. Среди моих учеников – лауреаты и обладатели Гран при. Большой процент моих выпускников поступают в средние и высшие учебные заведения и становятся профессиональными музыкантами. Но и те, кто выбрал другую профессию, остаются преданными музыке, искусству. Я часто встречаю их в концертных залах нашего прекрасного города: они не могут жить без музыки, без новых эстетических впечатлений. И вот что важно – они приводят сюда, в родную школу, учиться своих детей. И эта преемственность поколений говорит о многом». 

«Там, где кончаются слова, начинается музыка» – этот афоризм Генриха Гейне показывает, насколько важная задача стоит перед педагогом-музыкантом. Донести до учеников, заставить полюбить то, что невозможно объяснить словами, открыть перед ними безграничную силу искусства – преподаватели Санкт-Петербургской детской школы искусств им. В.А.  Гаврилина решают эти глобальные задачи каждый день и каждый час. И в каждой взятой ноте, как в капле воды – целый мир, который будет жить вечно: вместе со школой, великим именем, которая она носит, и безграничным музыкальным миром Валерия Гаврилина, наследниками и хранителями которого они являются.

 

Поделиться:

Наверх