На концерте, который состоялся 8 февраля 2022 года, именно в таком составе играли Баха. Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) – одно из популярнейших произведений безграничного в своей интеллектуально-эмоциональной амплитуде «баховского» творчества, и сегодня неисчерпаемого в плане исполнительских открытий. Уверенное энергичное прочтение первой части сразу же показало, кто в тандеме главный – солистка твердой и совсем «неженской» рукой, властно и решительно вела за собой оркестр. Ирину Ирьянову не случайно сравнивают с метрономом – она задает не просто четкий метроритм, но и особый эмоциональный тон, в основе которого доминирующее мужское начало. Все три части сыграны в едином ключе – технично, экспрессивно, жестко, подчеркнуто драматично. О трактовке можно спорить, но, на наш взгляд, это абсолютно оправдано в случае данного произведения, образное содержание которого колеблется как раз в такой плоскости, обнажая разные оттенки драматичного – от суровой сдержанности 1 части, через трагическую экспрессию Adagio, к упругой подвижности финального Allegro.
Любопытная деталь: на разучивание программы пианистке было дано всего 12 дней. Так бывает, когда нужно заменить солиста незадолго до концерта: это большая ответственность и прекрасный опыт – для исполнителя. А для нас – желание поближе познакомиться с музыкантом, бесспорно, заметным, не теряющемся даже в культурном изобилии столичной творческой элиты.
Формирование будущей пианистки началось еще в детстве. Ирина Ирьянова выросла в музыкальной семье: дедушка основатель музыкальной школы, родители дирижеры, тетя известный композитор. Ирина «эстафету» приняла и несет дальше полученный от родственников посыл: выпускница МГК им П.И. Чайковского и РАМ им. Гнесиных, сегодня она действующий музыкант, яркий представитель культурного сообщества и активный участник культурной жизни Москвы. И в многосложном разноголосии культурных тенденций столицы ее голос отчетливо слышен.
Ирина Ирьянова совмещает педагогическую и концертную деятельность. В послужном списке: работа в РАМ им. Гнесиных, в институте им. Шнитке, во многих музыкальных школах столицы. На сегодняшний день Ирина Григорьевна Ирьянова - преподаватель фортепиано и заведующая концертмейстерским отделом и Московской ДШИ им. С.Т. Рихтера. Отличилась на XVIII Молодежных Дельфийских играх, где в 2019 году выступала как концертмейстер с домристкой Елизаветой Ракушиной. Результат – золото в престижном состязании молодых деятелей искусств. Событие широко обсуждалось в прессе и было отмечено лично мэром г. Москвы С. Собяниным.
Пианистка Ирьянова востребована как исполнитель – более сотни концертов она дала на концертных площадках Москвы как приглашенный артист, с успехом гастролировала по городам России (Санкт-Петербург, Архангельск, Ростов-на-Дону, Клин и др.), за рубежом (Австрия, Польша, Венгрия, Мальта). Ирина Ирьянова – постоянный участник, конкурсов и фестивалей, среди которых фестиваль Musica Iberica «испанская весна», выступления в рамках фонда «Новые имена», в проекте «Вместе с мамой», «Ночь музеев» и др. Успехи Ирины Ирьяновой замечены на высоком административном уровне: среди множества благодарственных писем и почетных грамот выделяется «Благодарность за большой вклад в развитие культуры г. Москвы, успехи в области эстетического воспитания подрастающего поколения» от Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента культуры Москвы Александра Владимировича Кибовского.
Но вернемся к концерту оркестра им. А.П. Бородина в Центральном Доме Ученых РАН. Среди сложившихся традиций оркестра - сотрудничество с известными композиторами и исполнителями. Творческое лицо коллектива определяет замечательный дирижер, профессор Московской государственной Консерватории Павел Борисович Ландо: бессменным художественным руководителем и дирижером оркестра он является с 1981 года, он же и приглашает солистов на масштабные концерты коллектива. Сотрудничество с Ириной Ирьяновой, судя по всему, полностью устраивает знаменитого дирижера: многолетний опыт совместных концертов и единое дыхание, на котором все участники акта сотворчества проживают музыкальное событие - тому подтверждение.
Точка в этой исполнительской истории не поставлена, ее участникам еще есть что сказать со сцены. А это значит, что нас ждет еще немало «открытий чудных» на плодородном поле неисчерпаемой классики – безграничном в своей широте…
Поделиться: