Знаковые даты – это всегда повод поговорить о главном, о том, что волнует, заставляет гордиться и осознавать себя частью великой истории великого народа. В Северной столице сложилась традиция, которая связывает знаменательные даты с подрастающим поколением, а значит, как бы патетично и высокопарно это ни звучало – прошлое с будущим. Получается, что эти философские временные категории воедино сходятся в важной точке современности, где юные дарования могут реализовать свои таланты.
Речь идет о конкурсах детского творчества, которые в Санкт-Петербурге регулярно приурочиваются к самым разным знаковым событиям, будь то чемпионат мира по футболу, исторические даты или юбилеи наших великих предков.
В этом году мы всей страной отмечали 350-летие Петра I. Юбилей императора-реформатора с особым размахом праздновал Санкт-Петербург – задуманная и построенная им столица, воплощение величия, решимости и мудрости великого государя, самый смелый и масштабный проект Петра Великого. Среди сотен торжественных мероприятий, тематических выставок, просветительских программ, посвященных 350-летию со дня рождения великого преобразователя нашего государства, заметным событием стал городской конкурс детского художественного творчества «Только бы жила Россия…», который проводился Учебно-методическим центром развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга, координатором учебно-методической работы в сфере художественного образования и организатором профессиональных конкурсов, фестивалей, смотров, концертов, выставок, олимпиад, и Санкт-Петербургской детской школой искусств № 10 – яркой, успешной, широко известной в городе и (что немаловажно для статуса конкурсной площадки!) одной из самых больших в Санкт-Петербурге.
Подготовка к конкурсу началась задолго до самого события. Первый этап проходил в апреле-мае 2022 года непосредственно на местах–в образовательных учреждениях просматривали предоставленные конкурсные работы и отбирали лучшие, достойные стать участниками второго этапа, который проходил уже на уровне города. Местом проведения второго этапа стала ДШИ № 10 –именно в ее стенах свою работу начало жюри конкурса, которому предстояло определитьпобедителей.
Участников оказалось беспрецедентно много – более 400 человек. Даже просто просмотреть такое количество работ – уже большой труд, в том числе и физический, а дать профессиональную оценку, расставить приоритеты, справедливо и непредвзято определить победителей – это уже задача для настоящих профессионалов. Именно из таких специалистов высочайшего уровня, мастеров своего дела и состояла судейская коллегия: в состав жюри были приглашены члены бюро городской методической секции преподавателей художественных дисциплин, ведущие преподаватели-художники детских школ искусств и художественных школ, преподаватели СПб ХУ им. Н.К. Рериха, сотрудники Учебно-методического центра. Возглавила жюри Ушакова Валерия Алексеевна, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников РФ, председатель бюро секции преподавателей художественных дисциплин.
Творческое состязание вызвало весомый интерес и громкий резонанс. Работы присылали даже совсем юные художники, чье участие было не предусмотрено из-за возрастных ограничений – официально в конкурсе могли участвовать дети и молодёжь, обучающиеся в детских художественных школах и детских школа искусств Санкт-Петербурга в возрасте от 10 до 18 лет. На деле же и дети, которым еще не исполнилось 10 лет, не смогли остаться в стороне и творчески высказались на столь волнующую тему. Сейчас организаторы ищут возможность организовать и для этих произведений публичную выставку, справедливо полагая, что они должны быть представлены широкой публике.
«Определять победителей было тяжело – работ много, их общий уровень очень высокий. Жюри пришлось потрудиться, но через споры и разнообразие мнений его члены приходили к единодушию и были профессиональны в оценках, учитывая все достоинства и отмечая недостатки представленных конкурсантами работ, – рассказывает директор Санкт-Петербургской ДШИ №10 Наталия Анатольевна Орлова. – В соответствии с Положением, конкурс проходил по четырём номинациям (живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, скульптура) в четырёх возрастных группах: 10-11, 12-13, 14-15 и 16-17 лет.
Члены жюри отмечали большой спектр предлагаемых в работах тем, охватывающих разные периоды биографии Петра I, отражающих качества его личности, знаковые в ходе исторических событий петровской эпохи. Просто удивительно, как все это увидели и представили современные дети. Конечно, они готовились – преподаватели рассказывали им о событиях тех времен, предлагали к просмотру фильмы, рекомендовали литературу. Дети знакомились с живописными, графическими, скульптурными и декоративно-прикладными произведениями петровской эпохи в музеях Санкт-Петербурга, виртуально – в музеях Москвы и других городов. Это было самое настоящее проникновение, погружение в историю. Поэтому и представили наши конкурсанты не просто рисунки и поделки «на тему…», а, во многом, глубоко личностный взгляд на важнейшие события нашей истории. И это уже – художественное видение наших детей, воплощенная красками и карандашами, тушью и глиной эпоха, переломная в истории нашего государства. Было создано много портретов, городских пейзажей – в детских композициях история города представала через личность Петра. Особое внимание было к работам детей с особенностями развития – они участвовали в конкурсе на общих основаниях, и показали великолепные результаты».
По итогам конкурса 74 участника были удостоены звания «Лауреат» во всех номинациях и возрастных группах с вручением дипломов 1, 2 и 3 степеней, звание «Дипломант» с вручением диплома было присвоено 56 участникам, занявшим 4 место также во всех номинациях и возрастных группах.
В августе - сентябре 2022 года организаторы планируют провести выставку работ победителей конкурса. «Сейчас мы в поиске помещения, должен быть знаковый просторный светлый зал. Эти картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства достойны того, чтобы их увидел весь город, – говорит о дальнейших планах Наталия Анатольевна Орлова. – Мы выполнили главную задачу конкурса – мотивировали детей, занимающихся изобразительным и декоративно-прикладным творчеством, к изучению истории России 18 века, творческому осмыслению личности и деяний Петра I. Для наших детей – это важный опыт приобщения к многовековому духовному и нравственному наследию России. Для нас – выявление творчески одаренной молодежи и дальнейшая ее поддержка. Мы действительно увидели художественный образа Петра 1 и его эпохи, тем более ценный, что создали его дети».
Поделиться: