Это был вечер в рамках проекта «Настройки» – цикла концертов и звуковых инсталляций. Его авторы декларируют свою концепцию так: «Мы обратимся к “Настройкам”, чтобы отладить инструменты воспроизведения и восприятия. И ощутим, как пустое пространство резонирует, вступает в диссонанс и сливается в гармонии с акустической средой».
В программе ансамбля Intrada хронологически прослеживается ход духовных поисков от Высокого Ренессанса до современности: звучала хоровая музыка XVI – XVIII веков (Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, Питера Филипса, Клаудио Монтеверди, Антонио Лотти) и нашего современника и соотечественника Алексея Сысоева. Объединяющий момент – латинские тексты. Было интересно наблюдать эволюцию их музыкального осмысления. Пожалуй, еще одним объединяющим моментом стала красота хорового письма – вне зависимости от времени, когда была написана та или иная партитура. Сейчас подлинная красота – явление чрезвычайно редкое, так что ради этого стоило добраться до новой концертной площадки в центре Москвы.
Программа была выстроена под мировую премьеру Мессы (2018) Алексея Сысоева для смешанного хора на канонические тексты. Это очень особенный автор, успевший попробовать и академическую музыку, и импровизационную; и композицию, и исполнительство, и музыковедение (его кандидатская диссертация посвящена свободной импровизации в музыке ХХ века). Окончив Московский колледж импровизационной музыки, он концертировал как джазовый пианист; в области новой импровизационной музыки сотрудничал в том числе с Владимиром Тарасовым, Тосимару Накамурой, Борисом Балчуном. После поступления в Московскую консерваторию (позже окончил и ее аспирантуру) стал хорошо известен в узких композиторских кругах более-менее экспериментального толка, работал с Филиппом Григорьяном, Борисом Юханановым, Кириллом Серебренниковым; лауреат премии «Золотая маска» 2013 года. И вот человек с таким бэкграундом при первой же возможности стремится убежать от всего этого груза культурных напластований и вообще от цивилизации, вдохнуть чистый воздух пустынных степей Монголии или забраться за Северный полярный круг, куда-нибудь под Воркуту.
В его музыке стали слышны отголоски этих путешествий, экстремальные длинноты – не шубертовские и не божественные, а скорее «ландшафтные», если можно так сказать (кстати, сам Алексей однажды написал: «Моя музыка – тень моих перемещений в этом мире»). Не все слушатели выдерживают эту экстремальность, потому как не всем и не всегда в столичном мегаполисе удается резко затормозиться и никуда не спешить, позволить себе не думать о времени и безоглядно «провалиться» в медитативность. А между тем эта эстетика пустынных длиннот, больших пространств, протяженностей – самая специфическая черта сысоевской музыки.
Поэтому когда слушаешь его Мессу, сначала не очень понимаешь, а он ли это. Изысканные созвучия и их связи, сопоставления, не менее изысканная полифония – все это и современно, и вместе с тем канонично, что давало прочувствовать преемственность. И, в общем, производило впечатление вполне нормального, даже привычного композиторского взгляда на традицию с точки зрения наших дней. А хотелось ненормальности и большего радикализма мышления. Во всяком случае, ожидания были именно такие.
Однако очень скоро стали появляться характерные, как бы замедленные эпизоды, отдельные длящиеся звуки в «воздушном пространстве» пауз… Это уже по-сысоевски. Моя подруга (тоже композитор) после концерта высказывала претензии как раз относительно длиннот: «Все то же самое, ну невозможно же». А мне этих протяженностей одного и того же, растягивания музыкального времени, наоборот, явно не хватало. Музыка, несомненно, талантлива и приятна на слух, но лично мне всегда импонировало предельное выражение идеи, а здесь оно было каким-то половинчатым. Может быть, если критически замедлить темп и добавить пауз внушительной длительности, это бы меня удовлетворило.
Зато стопроцентно удовлетворило исполнение: ансамбль Intrada – суперпрофессиональный коллектив, возможности которого, думается, не ограничены. Чистота интонирования просто поражает – особенно в Мессе Сысоева, где все очень непросто. Наверное, этот коллектив можно сравнить с Московским новым хором Елены Растворовой, который тоже не боялся исполнять современную музыку и делал это, казалось, на каком-то запредельном, недосягаемом уровне.
Фото Александры Муравьёвой
Поделиться: