Когда мы говорим о непрерывном образовании, мы представляем себе процесс, который длится всю жизнь: детский сад, школа, институт, курсы повышения квалификации, и, конечно же, самообразование… Без этого никогда не прерывающегося стремления познавать новое, совершенствоваться, невозможно состояться как личность, впитать все многообразие мира и направить его на службу – себе, людям, выбранному делу… Вот почему вопрос реализации непрерывного образования в наш век актуально стоит для людей, желающих добиться личностного роста и успеха в профессиональной сфере.
В Новосибирской ДШИ № 17 задумались не просто о постоянном развитии личности ребенка, но и о том, чтобы развитие это было радостью и праздником, а не тяжелой повинностью корпеть днем и ночью над учебниками. Одновременно получение совершенно эксклюзивных знаний, умений и навыков стало бы фейерверком ярких впечатлений и незабываемым общением.
Эксклюзивных – потому что любят искусство все, а рассказать о нем, да так, чтобы и точно, и поэтично, и чтобы «дух захватывало», может далеко не каждый. Объединить удивительное и необъяснимое пространство искусства и силу слова – идея эта возникла в недрах коллектива ДШИ № 17 г. Новосибирска и была успешно реализована в рамках летней профильной смены и Регионального конкурса юных искусствоведов «Слово об искусстве».
Не секрет, что конкурсов, творческих мероприятий различного уровня, от районного до международного, множество, ими пронизано все творческое пространство: конкурсы исполнительского мастерства, олимпиады по сольфеджио и музыкальной литературе, где оцениваются уровень музыкального слуха, знание биографий композиторов и их творческого наследия. Главные критерии оценки – без ошибок ответить на вопросы в тестовом формате, либо правильно выполнить письменное задание. Только вот искусства СЛОВА в таком формате нет, оно попросту теряет свою актуальность. Получается, что в сегодняшней реальности на первом плане – проверка знаний посредством проставления галочек в нужном «окошке», а не умение думать, рассуждать, эффектно презентовать тему. А это значит, что, несмотря на большое количество исполнительских конкурсов не хватает возможностей проявить себя в искусствоведческой и исследовательской работе. Исключения, конечно, есть, например, конкурс имени Соллертинского в Московской консерватории. В Сибирском регионе проводится лишь Региональная олимпиада для теоретиков «Краски музыки». Этого, конечно же, очень мало на фоне того, что умение общаться с аудиторией становится все более востребованным. Пример тому – новая номинация «Ораторское искусство» во всероссийском конкурсе талантов «Синяя птица».
Проект «Региональный конкурс и летняя профильная смена юных искусствоведов «Слово об искусстве» призван развить у учащихся ДШИ интерес к изучению мирового искусства, навыки артистичного преподнесения материала, что станет начальным этапом входа в профессию «искусствовед».
«Идея проекта возникла в результате анализа нехватки площадок выступлений юных искусствоведов. При этом мы обратили внимание, что учащиеся школ искусств, имея хороший теоретический багаж, не всегда умеют ярко подать подготовленный материал. Наши дети, устремленные познавать мир искусства, обучающиеся игре на различных музыкальных инструментах, часами просиживающие за мольбертами, заслуживают глубокого уважения, и мы всеми силами стараемся поддержать и развить способности таких детей, придумывая различные формы творческого взаимодействия, – рассказывает директор ДШИ № 17 г. Новосибирска Татьяна Витальевна Мельникова. – Одна из таких форм реализуется нашим творческим коллективом во время летних каникул: для повышения уровня ораторского искусства мы организуем профильную смену».
Для осуществления задуманного оргкомитет ДШИ № 17, который представляют директор Мельникова Татьяна, завуч Никонова Татьяна и методист Ласькова Ольга, заключает договор с детским оздоровительным лагерем на проведение смены, проводит отбор преподавателей мастер-классов, разрабатывает программу. Несколько лет партнером является Детский оздоровительный лагерь «Калейдоскоп», расположенный в курортной зоне Ордынского района Новосибирской области, в сосновом бору, на берегу Обского моря. Именно в этом живописном месте в течение 10 дней происходит творческое общение подростков с мастерами слова. Это объединяющее единомышленников событие с нетерпением ждут все – дети, родители, преподаватели. Участниками смены являются ребята в возрасте 12–17 лет, обучающиеся в детских школах искусств и детских художественных школах г. Новосибирска и Новосибирской области. Во время работы летней смены обучением занимаются ведущие актеры Новосибирских театров, лекторы Новосибирской филармонии, Новосибирского художественного музея, Краеведческого музея, с участниками работают психологи МКУ Центра психолого-педагогической поддержки молодежи «Вита» по теме «Преодоление застенчивости и страха перед сценой». Кроме этого, начинающие искусствоведы учатся анализировать тексты, писать эссе. Важное подспорье в этом – замечательная библиотека лагеря. Каждый день пребывания расписан по минутам: в первой половине дня ребята постигают азы ораторского и актерского мастерства, далее объединяются в группы по направлениям различных видов искусства: участвуют в групповых пленэрах, коллективном музицировании, в спортивных и развлекательных мероприятиях с вожатыми лагеря. В конце смены участники демонстрируют новый уровень своего мастерства на большом Гала-концерте.
В рамках реализации профильной смены у участников формируются качества личности, способствующие осознанию и закреплению начального навыка на пути в профессию: по итогу мероприятий они получают сертификаты Регионального статуса, подтверждающие участие.
Конкурс «Слово об искусстве», который ежегодно проводится в ноябре, является логическим продолжением профсмены. Идея конкурса – обобщить знания обучающихся, научить доносить свои мысли, делиться знаниями с аудиторией, вести ее за собой. Задача преподавателя, готовящего участника – наполнить речь подростка красивыми речевыми оборотами, логичными связками, научить преподносить материал, используя артистические секреты, сценические образы, подсказать манеру общения с аудиторией.
Особенность конкурса – ежегодная смена темы. Так, темами первого конкурса, в 2016 году, стала творческая деятельность М.П. Мусоргского, М.А. Врубеля, И.А. Моисеева или вопросы краеведения. В 2017 году – «Сказка в искусстве», в 2018 году – «Юмор в искусстве», в 2019 году – «Природа в искусстве», в 2020 году – «75 лет Великой Победы», в 2021 году – «Театры и музеи России».
Конкурс проводится в два этапа. Первый представляет собой написание творческой работы в жанре эссе (прозаическое сочинение небольшого объема в свободной композиции) по предложенному организаторами видеоматериалу. Конкурсант описывает свое эмоциональное состояние, опираясь на средства музыкальной, художественной выразительности, язык танца. В работе необходимо использовать знания, полученные в курсе «История искусств». На выполнение данного задания отводится 30-45 минут. Второй этап – подготовленное публичное выступление, которое может сопровождаться иллюстративным материалом и проходить в интерактивной форме в форме диалога с аудиторией. Время выступления ограничено регламентом и не должно превышать 7-10 минут. По завершении выступления участнику могут быть заданы вопросы в рамках тематики. Более успешной признается работа, совмещающая в себе аналитику и яркую, интересную подачу. С 2020 года конкурс проводится в дистанционном формате. Принимая современные условия, конкурс обретает новые формы, не теряя своей сути. Организаторы стараются извлечь пользу от сложившейся ситуации и планируют расширить географические границы – конкурс будет активно анонсироваться на порталах культуры Сибирского и соседних с ним регионов.
В настоящее время коллектив активно работает над проектом, который будет реализован в 2022 году: организаторы ждут своих будущих участников как на профильной смене, так и в качестве конкурсантов.
Новое «Слово об искусстве» подарит миру очередные творческие открытия. В ходе мероприятий «творческие нити» всех участников проекта настолько переплетаются, что в результате ребята обогащаются творческим потенциалом, а именитые мастера складывают в свои творческие копилки образы, подсказанные детьми. Это и есть коллективное творчество, где прислушиваются к каждому, где и мэтры, и начинающие искусствоведы, музыканты, художники вносят свою лепту в общее дело, поднимая силу искусства на недосягаемую высоту…
Сайт школы: http://dshi17nsk.ru
Татьяна Мельникова, Ольга Ласькова
Поделиться: