На протяжении полутора веков российское художественное образование остается уникальным брендом. Созданный семьей Гнесиных музыкально-педагогический комплекс сразу же стал лидером в своей области: именно здесь рождались учебные планы, программы, пособия и методические разработки, воспитывались выдающиеся артисты и профессиональные педагоги. Гнесинский дом объединил огромное количество людей, идей и достижений, а созданная здесь трехступенчатая система музыкального образования давала возможность воспитывать профессионала с детских лет до творческой зрелости. Сохранение и распространение в культурном пространстве этого исключительного явления национальной и мировой культуры и сегодня остается миссией Гнесинского Дома – Академия им. Гнесиных является многопрофильным образовательным научно-творческим концерном, объединяющим в единой организационной структуре школу, училище и ВУЗ, концертную, просветительскую, научно-исследовательскую деятельность: здесь обучаются уникальные специалисты, генерируются креативные идеи, транслируются новые смыслы.
Но все эти очевидные успехи и достижения – отнюдь не повод почивать на лаврах. И дело не только в личностной реализации, без которой не может развиваться творческий человек. Музыкальная общественность ежедневно, ежечасно, ежеминутно сталкивается с вызовами разного порядка, рождаемыми постоянными изменениями в окружающих нас реалиях. И РАМ имени Гнесиных, ведущий вуз в области учебно-методической деятельности, разработчик федеральных государственных стандартов и образовательных программ, решает актуальную задачу подготовки музыкантов нового типа – социально адаптивных, профессионально мобильных, владеющих современными медиатехнологиями. Совершенствование условий и качества этой подготовки требует постоянно искать баланс между жесткими рамками образовательных стандартов и свободой творчества, открывать новые факультеты, менять программы, пересматривать репертуар, внедрять дистанционные технологии и цифровые ресурсы. Сегодня уже невозможно закрывать глаза на то, что в музыкальном образовании все более востребованы менеджеры, маркетологи, психологи, режиссеры, аранжировщики, интернет-технологи, программисты... Музыкальный мир безграничен, и возможность найти в нем свою нишу должен иметь каждый профессионал в любой сфере деятельности: воспитание в художественном пространстве делает его более квалифицированным, а значит успешным и желанным специалистом. Да и человеком более счастливым, ведь умение радоваться жизни и получать удовольствие тоже должны быть результатами современного художественного образования – максимальные нагрузки, «неувлекательность» и «неинтересность» обучения сегодня становятся тормозом в воспитании всесторонне развитой личности XXI века.
Все эти проблемы важно не просто обозначить, необходимо предложить пути их решения. Опыт базового ВУЗа страны, на протяжении всей своей истории создававшего методические ресурсы, сегодня особенно востребован: Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров РАМ им. Гнесиных является одним из крупнейших и наиболее ярких методических центров, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере музыкального искусства. В рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» профессорско-преподавательским составом Центра разработаны программы повышения квалификации для педагогов, руководителей учебных заведений в сфере культуры и искусства, музыкантов-исполнителей. Эти программы – настоящий эксклюзив, золотой фонд отечественной музыкальной педагогики, а их создатели – выдающиеся личности, достояние России: каждый автор талантлив и самобытен, каждый вносит новое в образовательный процесс, а общий «хор» их голосов позволяет Академии им. Гнесиных в очередной раз создавать историю, быть экспертом и творцом в сфере культуры и искусства.
Интерес к творчеству ученых-первооткрывателей во многом обусловил и повышенное внимание к Всероссийской конференции «Развитие профессионального художественного образования в свете вызовов информационной эпохи». В рамках реализации федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура» это вторая конференция. Как и первая, она проходила онлайн, но это ничуть не повлияло на научную значимость и профессиональный интерес музыкально-педагогического сообщества. Онлайн-формат, прочно вошедший в нашу жизнь в силу внешних причин, оказался комфортным и результативным в самых разных видах деятельности. Так, в рамках курсов повышения квалификации именитым профессорам уже нет необходимости выезжать в отдаленные районы, а слушателям тратить время на перемещения по огромной стране – теперь люди могут обучаться в любое удобное время. «Мы боялись, что из-за перехода на дистант, с одной стороны, потеряем контингент, с другой – интерес и вдохновение наших «звездных» профессоров, для которых важно не просто прочитать лекцию, но видеть отклик на нее, обратную связь, все то, что дает непосредственное человеческое общение, – рассказывает руководитель Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Софья Валерьевна Ручимская. – На деле же мы увеличили объемы, привлекли новых слушателей: огромный положительный отклик людей из далеких глухих деревень, которые теперь получили доступ к самой актуальной информации, стал для нас настоящим открытием. Мы получаем благодарственные письма, из которых следует, что люди не просто повышают квалификацию, у них меняется сознание. И этот мощный отклик помогает и нашим профессорам найти в новом формате возможности новых творческих открытий – польза и перспективность этого взаимовыгодного процесса сегодня очевидна».
Конференция в on-line формате также обогатила процесс научно-творческого общения новыми возможностями. Выступления ведущих деятелей культуры, профессоров Академии, Народных и Заслуженных артистов РФ, получившие яркое мультимедийное оформление, были доступны людям из самых отдаленных уголков страны: Конференция объединила преподавателей, руководителей, методистов образовательных учреждений, работников Управлений и Департаментов культуры. К работе подключались сотрудники учреждений культуры из 27 регионов – более 500 человек. В программной лекции Ректора Российской академии музыки имени Гнесиных А.С. Рыжинского был дан глобальный анализ плюсов и минусов федеральных стандартов, всей современной ситуации с ее новшествами и вызовами, обозначены новые перспективные стратегии. В докладе Президента Российской академии музыки имени Гнесиных Г.В. Маяровской акцент был сделан на связи традиций музыкального образования с разработками Методического Центра и Центра переподготовки в свете структуры преемственности, сложившейся в системе Гнесинских заведений. Лекция Проректора по связям с общественностью Российской академии музыки имени Гнесиных Д.К. Кирнарской обозначила новые подходы в глобальном реформировании системы музыкального образования, в центре которого – анализ сегодняшней роли музыкального искусства в обществе и соответствующие изменения в программах, репертуаре, смещение вектора от узкопрофессиональной специализации в сторону массовых жанров, психологии, коммуникации, режиссуры.
Докладчиками были затронуты самые актуальные вопросы и проблемы в контексте перспектив развития музыкального образования в России. О современных музыкальных жанрах, роли дистанционных технологий и цифровых ресурсов в образовательном процессе, взаимодействии образовательных учреждений всех уровней в культурном и медиапространстве, инновационных методиках и мультимедийных инновациях в исполнительстве говорили директор Государственного Российского Дома народного творчества Т.В. Пуртова, генеральный директор Российского национального музея музыки М.А. Брызгалов, исполнительный директор издательства «Музыка» А.В. Сафонова, преподаватель высшей квалификационной категории Музыкального училища имени Гнесиных З.В. Гуменюк, Ученый секретарь Ученого совета РАМ имени Гнесиных И.А. Преснякова и многие другие выдающиеся ученые.
На Конференции прозвучало 14 докладов: калейдоскоп актуальных исследований, креативных мыслей, самобытных мнений сложился в цельную картину сегодняшнего дня. Главный результат: убежденность в том, что вызовы информационной эпохи «Творческим людям» по плечу. Судьба профессионального художественного образования – в надежных руках апологетов Гнесинского дома, наследников великих традиций.
Поделиться: