Этого события так ждали, так готовились к юбилею: 250-летие великого немецкого композитора Людвига ван Бетхована должно было стать незабываемым праздником классической музыки для поклонников его творчества во всем мире. О классическом наследии еще при жизни ставшего легендой композитора за более чем два века написано и сказано столько, что добавить что-либо трудно. Но можно, и даже необходимо рассказать, как это явление мира классической музыки продолжает жить в нашем культурном пространстве, воспитывая поколения музыкантов самим фактом приобщения к масштабу личности гениального композитора.
«Творчество Бетховена – родник, к которому можно приникать всю жизнь», – это слова директора Московской ДМШ им. Бетховена Александра Анатольевича Палицына. Школа, выросшая из музыкальных кружков Красной Пресни в 1937 году, за свою почти вековую историю превратилась в одно из ведущих учебных заведений Москвы. Именно здесь рождаются звезды, здесь на концертах, мастер-классах звучит прекрасная музыка, отсюда на самые престижные концертные площадки российской столицы и городов мира отправляются юные воспитанники, чтобы нести слушателям свое мастерство и транслировать энергетику одной из старейших школ Москвы. Имя Бетховена школа носит с 1995 года, но особая «бетховенская» аура начала формироваться задолго до конкретной даты.
Сегодня она живет в каждом классе, в каждой сыгранной мелодии, в каждом концертном и конкурсном выступлении, в школьном музее Людвига ван Бетховена, ставшем не просто просветительским центром, но и камерным концертным залом. И, конечно, в знаменитом фестивале «Дни Бетховена в Москве», который школа проводит вот уже 20 лет. С самого первого фестиваля, открывшегося 16 декабря 2000 года, из множества деталей создавалась уникальная атмосфера, закладывались традиции: это участие звездных коллективов и солистов, высочайший уровень конкурсантов, многим из которых именно фестиваль дал путевку в жизнь, жюри, в котором «сошлись» такие звезды, как Тигран Алиханов, Лариса Слуцкая, Ольга Мечетина… Это и особенная аура Рахманиновского зала Московской консерватории, где по традиции происходит открытие фестиваля, и в заключительный день дают концерт его победители.
В 2020 году московские наследники бетховенских традиций готовились отметить две знаковые даты – 250-летие Бетховена и 20-летие фестиваля его имени. Тем обиднее, что все – встречи, концерты, торжества, и сам юбилейный фестиваль пришлось отменить. Точнее отложить, потому что принято твердое решение провести его в декабре 2021 года.
«Мы отказались от идеи проводить наш фестиваль онлайн, не желая понижать его высокий исполнительский уровень, – рассказывает Александр Анатольевич Палицын. – Записанные на домашних инструментах выступления, это, бесспорно, ценно, но уровню бетховенского фестиваля они не соответствуют. И мы считаем, что наши участники не могут быть лишены главной награды – выступления в историческом Рахманиновском зале, одном из лучших залов нашей столицы. Юбилейный бетховенский фестиваль состоится тогда, когда никакие внешние обстоятельства не смогут помешать провести его на достойном исполнительском уровне. Как и еще одно знаковое для нашей школы творческое мероприятие – открытый фестиваль юных исполнителей на домре и балалайке «Александр Цыганков приглашает», который тоже пришлось перенести на ноябрь 2021 года. Этот фестиваль имеет огромный резонанс. Мы начали его проводить, когда народный отдел стал одним из самых успешных в школе, а победы наших учащихся стали известны всей России. Тогда мы поняли, что имеем право на проект, призванный объединить вокруг значимой фигуры в области исполнительства и педагогики на струнных народных инструментах большие творческие ресурсы. Эту планку мы тоже не можем понижать, поэтому в ноябре и в декабре 2021 года нас ждут два знаковых мероприятия. И еще об одном событии ушедшего года нельзя не сказать, потому что оно в сердце каждого из нас – 75-летие Великой Победы. Мы не смогли провести традиционный концерт, не смогли, как планировали, поставить несколько сцен из оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие». Но мы счастливы, что часть задуманного смогли представить в виде фильма, в который вложили душу и преклонение перед подвигом народа. А силами преподавателей и учащихся теоретического отдела в дистанционном формате удалось провести I Открытый конкурс творческих работ «Музыка Великой Победы», высокий уровень которого был оценен председателем жюри – проректором московской консерватории Л.Е. Слуцкой».
2020 год стал для школы испытанием, впрочем, как и для всей страны. Вот только справлялись с этим испытанием все по-разному. В ДМШ имени Бетховена не просто справились – научились многому.
«Мы не потеряли наших учащихся, провели полноценный выпуск и прием. Наши дети демонстрировали собранность и ответственность, не просто продолжали заниматься, но делали успехи. Наши преподаватели в крайне сложных обстоятельствах дистанционной работы нашли новые формы занятий, – рассказывает заместитель директора Марина Александровна Воронина. – Хочется отметить, что большую помощь московским школам искусств оказал Департамент культуры, предоставивший возможность использовать в работе электронные пособия издательства «Музыка». Преподаватели хора дистанционно записывали партии, и затем сводили их в единое произведение. Преподаватель актерского мастерства на вокальном отделе, работая индивидуально с каждым ребенком, довела постановку музыкального спектакля «Вестсайдская история» до такого уровня, что хватило всего лишь месяца очных репетиций, чтобы собрать полноценный спектакль с декорациями, отрепетированными мизансценами. Мы приобрели бесценный опыт, который поможет нам в дальнейшем. Конечно, все это не заменит очных занятий, самого факта выхода на сцену, ни с чем не сравнимого по значимости, творческой и эмоциональной наполненности, но может качественно дополнить учебный процесс».
«Сложности дистанционного формата всем хорошо известны: проблемы связи, отсутствие настроенных инструментов, невозможность полноценной работы над качеством звука – продолжает рассказ заместитель директора школы Анастасия Сергеевна Смирнова. – Особенно тяжело давалась работа с начинающими учениками, чьи первые шаги в музыке неизменно сопряжены с вопросами постановки рук и корпуса. Усложняло ситуацию и то, что экранное общение не способно в полной мере воссоздать живой эмоциональный контакт, который возникает в процессе очных занятий. Но даже в этих непростых условиях учащиеся и преподаватели сумели добиться впечатляющих профессиональных результатов: ансамбль домристов «Диамант» стал лауреатом I премии Гранта Мэра Москвы, а преподаватель домры Зяблицева В.В. вошла в число победителей педагогического конкурса «Московские мастера».
Все отделы бетховенской школы прекрасно проявили себя, на достойном уровне проведя зачеты и отчетные концерты. И, как это часто бывает в сложных обстоятельствах, именно дети показали нам пример того, как можно с юмором относиться к проблемам – сделали сатирический ролик к хэллоуину, где рассказали о своих ощущениях от дистанционной работы. Получилось очень остроумно».
***
Во время самоизоляции, когда в школьных классах перестала звучать музыка, а темные окна и пустые коридоры красноречивее слов говорили о пришедшей беде, надежду на положительный исход и возвращение к прежней жизни в школе имени Бетховена подарил… Бетховен. А точнее, его гениальная музыка. Соскучившиеся по школе учащиеся запустили флешмоб: записывали и высылали преподавателям фрагменты шиллеровской оды «К радости» из 9 симфонии Бетховена. Впоследствии смонтировали полноценный ролик, в котором солнечная мелодия, наполненная торжественностью и величием, в максимально широкой тембровой палитре говорила о том, что жизнь продолжается, потому что вечно будет звучать объединяющая и поддерживающая музыка гения. Родник не может повернуть вспять, и вслед за живительным источником вперед идет школа – по пути An die Freude.
САЙТ ШКОЛЫ: https://beethoven.music.mos.ru/
Поделиться: