Top.Mail.Ru
Илмар Лапиньш: «Я стал похожим на оркестр, оркестр стал похожим на меня…»
Интервью с Художественным руководителем и Главным дирижером Губернаторского симфонического оркестра Илмаром Лапиньшем

Губернаторский симфонический оркестр Иркутской филармонии, созданный в 1958 году выпускником Ленинградской консерватории Игорем Соколовым, с первых лет своего существования взял на себя миссию музыкального просветительства и пропаганды классического искусства. Оркестр стал одним из лучших в России, а для Сибирского региона – уникальным. Высоко поднятую планку подхватил другой выпускник той же консерватории Илмар Лапиньш в 2009 году. С его приездом в Иркутск началась новейшая история прославленного коллектива – новый этап развития оркестра и филармонии в целом. Благодаря заслуженному деятелю искусств России Илмару Лапиньшу в музыкальной жизни Иркутска все чаще стали появляться проекты общероссийского и мирового масштаба, а на афишах филармонии – анонсы российских и мировых премьер. Главный дирижер не боится открывать неизвестную для публики музыку, и с неиссякающим вдохновением берется за никогда не исполнявшиеся шедевры. И сегодня в репертуар Губернаторского оркестра включены уникальные произведения, на которые может решиться далеко не каждый симфонический коллектив. Оркестр с успехом гастролирует на ведущих концертных площадках мира и регулярно получает приглашения для участия в музыкальных фестивалях Европы и Китая. О секрете этого фантастического взлета, о сегодняшнем дне оркестра и планах на будущее – наш разговор с Илмаром Лапиньшем

- Илмар Артурович, в 2019 году мы поздравляли Вас с 75-летием и с 60-летием – руководимый Вами оркестр. Какие значимые события произошли в его жизни с тех пор?

- Каждая программа оркестра событие. Репертуар оркестра разнообразен и обширен. Если говорить о громких премьерах, не могу не сказать об исполнении нашим коллективом 10 симфонии Густава Малера. Исполнение этого уникального произведения, неоконченного Малером и по крупицам восстановленного Рудольфом Баршаем большой творческий прорыв оркестра. Премьера, состоявшаяся 9 ноября 2019 года, стала долгожданным событием для всего города еще и потому, что на аренду партитуры деньги собрали наши слушатели. Для нас этот факт – предмет большой гордости и наглядная иллюстрация того, как относится публика к своей филармонии, своему оркестру, как высоко поднята у нашего зрителя духовная планка и на каком высоком уровне находятся его культурные потребности. Наш зритель умеет ценить искусство.

- Как пандемия повлияла на жизнь оркестра?

- Мы работали на «удаленке» с полной отдачей, дистанционный режим нисколько не умалил нашу творческую активность и насыщенность рабочего графика. В какой-то период пришлось разделить коллектив на две части – мобильный состав и молодежный состав, чтобы репетировать отдельными группами. Но мы продолжали работать, создавать новые программы, играть разнообразную музыку – Моцарта, Шуберта, Гайдна… Концерты снимались и монтировались, наше исполнительское творчество было все так же доступно широкой публике. Я очень горжусь нашим новогодним онлайн-концертом, где были задействованы наши солисты, крупные российские и зарубежные музыканты. В праздничной программе Губернаторского симфонического оркестра выступила «виртуоз домры и мандолины»,   лауреат международных конкурсов Екатерина Мочалова из Москвы, певец из Сербии Желько Андрич и многие другие известные музыканты. Звучала музыка Баха, Вивальди, Моцарта, Бетховена, Штрауса, Дунаевского, Свиридова. А первый после долгого перерыва очный концерт в Иркутской областной филармонии состоялся 30 января. Мы исполнили произведения русских композиторов: «Valse Triste» и Скрипичный концерт Яна Сибелиуса, а также Сюиту N1 П.И. Чайковского. Я говорю русских, потому что на момент, когда Сибелиус писал эти произведения, Финляндия была в составе России. Поэтому считаю его русским композитором, думаю, многие со мной согласятся. Я считаю, что мы, российский оркестр, должны играть, прежде всего, русскую музыку. Помню, когда я дирижировал Новогодним концертом в Италии, исполнялась там только итальянская музыка, звучала повсюду – в концертных залах, на радио и телевидении. И я подумал, что мы просто обязаны взять на вооружение этот опыт, ведь мы много нашей музыки не знаем. А чтобы любить, нужно знать – такая нехитрая закономерность. Именно поэтому для нашего оркестра русская музыка – в приоритете. Кстати, сюиту Чайковского не знали даже наши оркестранты. Когда я принес в оркестр ноты, многие подходили и говорили: «Какая прекрасная музыка! Почему мы раньше ее не играли?».  Теперь играем, и будем дальше заполнять эти «белые пятна» и нести отечественное искусство российскому народу.

- Дирижер и оркестранты должны быть единомышленниками, «людьми одной крови», или это просто красивые слова? Могут оркестранты высказывать свое мнение, давать Вам советы? И какова мера самостоятельности, которую Вы даете музыкантам?

- Что касается самостоятельности, расскажу на примере конкретной ситуации, которая произошла после отпуска, на репетиции 5 сентября. До этого оркестр  репетировал без меня, со вторым дирижером симфоническую поэму «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. Репетировали отдельно, по группам, целиком  произведение не играли. А я предложил сходу сыграть вместе – и оркестр исполнил сложнейшую партитуру от начала до конца. Несколько минут после этого они аплодировали. Аплодировал и я своим артистам, которые продемонстрировали высокий профессионализм и личностные качества – коллективную сплоченность, самостоятельность, ответственность. Мы с оркестром вместе уже 12 лет, я стал похожим на оркестр, оркестр стал похожим на меня, нас невозможно разделить. Мы знаем друг друга очень хорошо, и я часто позволяю им многое делать самостоятельно. Как в случае с мировой премьерой первой неизвестной симфонии Георгия Свиридова, исполнить которую нам предложил племянник композитора Александр Белоненко, случайно обнаруживший бесценную нотную рукопись. До того, как произведение впервые было исполнено в Иркутске 23 сентября 2016 года, я попросил артистов оркестра всем вместе вносить предложения по исполнению. Было очень много идей, настоящее коллективное творчество, в результате которого получилось решить главную задачу – открыть это произведение для слушателей и критиков. Огромная работа была проделана и увенчалась нашим общим успехом.

- Как обстоит ситуация с преемственностью поколений? Появляется в оркестре молодежь?

- У нас появляются молодые люди, идет смена состава в оркестре. Нашей гордостью является иркутский дирижер Максим Качалов, выпускник колледжа им. Шопена. Он уже дирижирует серьезными произведениями, 17 февраля под его управлением оркестр играл Балетную музыку из оперы «Розамунда» и Рондо для скрипки с оркестром Ф. Шуберта (солист Андрей Шевченко). В этом же концерте прозвучала Сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского – прекрасная музыка в блистательном исполнении. Успехи молодого дирижера вызывают большое уважение и уверенность, что в Губернаторском симфоническом оркестре растет достойная смена.

  

- И традиционный вопрос о планах Ваши творческие задачи на сегодняшний день?

- Конец февраля ознаменуется большим музыкальным праздником в Иркутске: будет проходить 15-й фестиваль академической музыки «Звезды на Байкале» под руководством Дениса Мацуева. Мы будем участвовать в двух концертах. В программе – Шопен, Рахманинов, Моцарт, Чайковский, Шуман. После этого отправимся на гастроли в Читу и Улан-Удэ вместе с солистом Московской филармонии Михаилом Почекиным. Программа гастрольных концертов посвящена В.А. Моцарту, будут исполнены Симфония №21, Концерт для скрипки с оркестром №3 и симфония-кончертанте для квартета духовых с оркестром. В марте будет концерт, на котором мы исполним сразу две симфонии – 104 симфонию Гайдна и 4 симфонию Малера.

И, конечно, если эпидемиологическая ситуация позволит, продолжим поездки по региону. Наш последний концерт перед пандемией был в Тулуне, на пострадавшей от паводка территории, где вместе с солистом Московского музыкального театра «Геликон-опера» Алексеем Тихомировым мы выступили на сцене местного Дворце культуры «Прометей». Это был двухчасовой концерт, энергетика которого не отпускала зал ни на секунду. А последнее произведение, негласный гимн Иркутской области песню «Славное море, священный Байкал» вместе с Алексеем Тихомировым пел весь зал. И это – главное признание того, что мы делаем. Я убежден, что Губернаторский оркестр, прежде всего, должен играть в своей губернии, нести мир симфонической музыки в самые отдаленные, далекие от цивилизации уголки Иркутской области. Мы продолжим эту работу. Она значится номером один в списке наших творческих планов.

Официальный сайт Иркутской филармонии https://филармония38.рф/

Поделиться:

Наверх