Живописцы из города корабелов
В 2020 году Северодвинской Детской художественной школе № 2 исполнилось 50 лет

Северодвинск – город-завод, центр атомной судостроительной промышленности России. Но не только производственной мощью славен город корабелов на берегу Белого моря: там, где спускают на воду корабли-исполины, народ по-прежнему стремится сохранять культуру своих предков, передавая из поколения в поколение вековые традиции. Среди их хранителей особое место занимает ДХШ №2 города Северодвинска: здесь не просто учат рисовать – воспитывают творческих личностей, которые могут искать и находить свое предназначение в жизни и искусстве.

В школе реализуют три предпрофессиональные программы: «Живопись», «Дизайн», «Декоративно-прикладное творчество». Эти «три кита» и определяют стратегический вектор: классическая база академического искусства как основа учебно-воспитательного процесса, на которую накладывается традиция – сохранение и развитие традиционных северных народных ремесел, и современность – различные направления дизайна, дающие возможность выпускникам школы выбирать для продолжения карьеры самые разные востребованные направления и становиться живописцами, графиками, модельерами,  дизайнерами, архитекторами, мультипликаторами и пр. «Мы хотим привлечь к занятиям искусством максимальное количество детей и дать им как можно более широкий спектр знаний, умений и навыков, – рассказывает директор ДХШ № 2 Людмила Владимировна Сафонова, выпускница первого набора школы (1970-1974 гг.). – Наши ученики изучают теорию, историю искусства на примере разных его видов, это не просто расширяет кругозор, а дает важную теоретическую базу. Работа с различными материалами: деревом, берестой, глиной, тканями, направленная на развитие у обучающихся культуры ручного труда, главной особенности традиционного прикладного искусства, позволяет всестороннее воздействовать на культурный потенциал личности будущих художников. Именно это и есть наша главная цель – воспитать всестороннее развитого, образованного человека. Даже если ребенок не продолжит профессиональное образование в сфере искусства, он станет культурным зрителем: чем лучше он подготовлен, тем полнее он сможет наслаждаться произведением искусства, тем острее будет его восприятие и эффективнее личностный рост. Хотя, справедливости ради, необходимо сказать, что около 20% наших воспитанников ежегодно поступают в самые престижные средние и высшие учебные заведения. Многие из выпускников продолжили обучение в ведущих художественных ВУЗах и училищах России, Чехии, Великобритании, Германии. Среди наших выпускников: Ирина Коровина – главный художник-технолог костюмерного производства Мариинского театра, Павел Пархоменко – режиссер и актер, художник-постановщик многих популярных фильмов, Андрей Лохов – художник по кости, Олег Рыбин – заслуженный архитектор России, Владимир Никитин – главный архитектор г. Новодвинска, Григорий Сорокин – архитектор, Мария Никитинская – скульптор, Ольга Анисимова – художник-модельер, Генриетта Тихомирова – художник-иллюстратор. Я просто не имею возможности перечислить всех, но мы помним и гордимся каждым, радуемся успехам. Многие начинают реализовывать собственные проекты, еще находясь в процессе обучения в институте. Нас это очень радует, потому что означает, что они конкурентоспособны, уже нашли свое место в жизни  – перед ними открыты все дороги и впереди большое плавание в мире искусства».

Учебный процесс в школе организован не просто с учетом федеральных требований, но, как говорится, «с умом» и с большой любовью. О материально-технической базе заботятся городская и областная администрации, понимая, что это – вложения в будущее. Учиться дети приходят в большое светлое здание, состоящее из 11 просторных учебных кабинетов для занятий рисунком, живописью, композицией, кабинета керамики, кабинета печатной графики, кабинета истории искусств, мастерских для занятий декоративно-прикладным творчеством, кабинета компьютерной графики, библиотеки и  выставочного зала. Кабинеты укомплектованы необходимым для занятий оборудованием: мольбертами, натюрмортными столами, софитами, имеется мультимедийное оборудование, интерактивная доска, в каждом классе телевизоры с функцией Smart-TV. Оснащение школы оргтехникой, современным компьютерным оборудованием, фото и видео аппаратурой позволило значительно повысить качество образования. Особенно актуально это оказалось во время перехода школы на обучение с применением дистанционных технологий.

 Дети изучают плетение из бересты, гончарное ремесло, глиняную игрушку, роспись по дереву, ручное ткачество, орнаментальное вязание, валяние из шерсти, различные виды северной вышивки, плетение поясов, лоскутное шитье, изготовление тряпичной куклы, выполняют реконструкции северных народных костюмов – культура Русского Севера буквально расцветает в детских работах во всем своем национальном своеобразии и эстетическом совершенстве. Учащимися руководят опытные педагоги: в настоящее время в ДХШ № 2 работают 20 преподавателей, все они имеют специальное образование, постоянно повышают свой профессиональный уровень, активно участвуют в культурной жизни города и области, в профессиональных творческих конкурсах и выставках. Педагоги специально обучаются традиционным ремеслам, в том числе и у местных мастеров, которые регулярно приглашаются в школу на мастер-классы.

Все изделия, созданные юными умельцами, уникальны и неповторимы: невольно вспоминается изречение Пабло Пикассо «Каждый ребенок – художник». Но главное – юные воспитанники художественной школы остаются художниками и после окончания ДХШ, потому что в школе их научили видеть красоту окружающего мира, и красоту эту создавать. На практике это реализуется в обучении без ограничения возраста: в студии для взрослых по несколько лет рисунком и живописью занимаются и молодые люди, и пенсионеры.

 Конкурс при поступлении в ДХШ №2 сохраняется уже много лет – не менее 2-х человек на место. Поступить непросто, но те, кому это удалось, живут яркой интересной жизнью, ежегодно становясь участниками и победителями масштабных конкурсов, представляя свои работы на самых престижных выставочных площадках, вплоть до Государственной Третьяковской галереи, принимая активное участие в оформлении городских мероприятий: Дня Победы и Дня города, новогодней елки и городских ярмарок, всех важных для города событий. Произведения юных художников уже сегодня востребованы: по заявкам учреждений культуры и других организаций города работы детей предоставляются для оформления интерьеров и передвижных выставок, в школах искусств, дошкольных учреждениях, библиотеках и театрах.

ДХШ №2 является инициатором и организатором проведения Регионального конкурса экологического рисунка и плаката «Земля – наш общий дом», который проходит в рамках мероприятий Союза городов Центра и Северо-Запада России раз в два года и собирает участников из разных регионов страны. Конкурс проводится с 1996 года, и каждый раз в нем принимают участие дети со всей России, их работы  экспонируются в выставочном зале школы, а затем публикуются в каталогах, размещаются на плакатах и баннерах в качестве социальной рекламы. В 2020 году на конкурс поступило более 500 работ обучающихся из 37 учреждений дополнительного образования: фотографии работ и видео-экскурсия были размещены в сообществе «Земля – наш общий дом», где с выставкой познакомились более 3000 тысяч зрителей.  Раз в пять лет в   выставочном зале ДХШ № 2 проводится Региональная выставка народной игрушки «Русские потешки»: в масштабном мероприятии, объединяющем участников от Калининграда до Сибири, представляющих творчество своего региона, участвуют и юные художники, и народные мастера. В 2019 году, наряду с традиционной народной игрушкой на выставке экспонировались авторские куклы, новогодние украшения, композиции, посвященные истории развития народных игрушечных промыслов. Посетители выставки могли посмотреть видеофильмы и презентации о народных игрушках, созданные участниками выставки.

 С 2013 года в  Северодвинске регулярно проводится очный конкурс-фестиваль «Я люблю искусство!», в котором, наряду с учащимися школ искусств Архангельской области участвуют представители других регионов: есть возможность сравнить уровень подготовки детей из разных школ. В этом творческом состязании учащиеся Северодвинской художественной школы всегда выглядят достойно. В 2019 году прошел уже IV фестиваль-конкурс: Северодвинск гостеприимно встретил более 100 участников из Архангельска, Вельска, Каргополя, Новодвинска, Котласа, Устьян, Катунино.  Конкурсанты из 12 школ искусств соревновались в семи номинациях по предмету «Живопись». Для преподавателей и участников конкурса были проведены мастер-классы, состоялся обмен   опытом в рамках «круглого стола».

Учащиеся художественной школы активно ездят по стране: результатами пленэров становятся передвижные выставки, работы печатаются в каталогах.  Особой популярностью у педагогов и учащихся ДХШ № 2 пользуется Образовательная программа «Юный художник. Пленэр и музеи в Санкт-Петербурге» при участии Российской Академии художеств. Уникальность программы состоит в том, что дети не только знакомятся с богатейшими коллекциями знаменитых музеев, усадеб, но и посещают Академию художеств, Академию им. Штиглица. И, конечно, рисуют с натуры в самых красивых и живописных уголках Северной столицы  под руководством преподавателей ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга.

Совокупность достижений позволила ДХШ №2 в 2020 году одним из десяти призеров Общероссийского конкурса «Лучшая детская школа искусств».  Почетную награду – диплом и денежный приз 400000 рублей представителю школы вручили в Москве: деньги будут направлены на дальнейшее развитие учреждения.

«Золотой» юбилей мы провели более скромно, чем хотели – из-за пандемии смогли пригласить в Центр культуры и общественных мероприятий, где 6 ноября проходило торжество, ограниченное количество гостей, – рассказывает Людмила Владимировна Сафонова. – Но все же мы сделали большую выставку на двух этажах, 150 работ детей и преподавателей, включая ретро-произведения, написанные в далекие 70-е годы прошлого века, когда школа делала первые шаги. Можно было наглядно видеть, какой путь мы прошли. Главным достижением я считаю, что за эти годы школа выросла из рамок обычного учебного учреждения, стала культурным центром, местом, куда жители города приходят на встречу с искусством. Мы находимся в постоянном поиске, все время движемся вперед. В планах открытие филиала в новом районе, где много молодых семей, а значит, наших потенциальных учеников. И конечно, мы продолжим большое дело сохранения культурного и исторического наследия Архангельской области, северного народного творчества, в котором воплощается душа народа».

Сайт школы http://artschool-2.ru/

Поделиться:

Наверх