Шлиссельбург – тихий город в Ленинградской области, наполненный неповторимым ароматом старины. В переводе с немецкого языка «Schlüsselburg» означает – «ключ-город». И действительно, крепость Орешек, главная достопримечательность Шлиссельбурга – место, где вершилась история.
Впрочем, ключ этот открывает не только факты из прошлого России: культурная история овеянного легендами места также имеет неповторимые сюжетные линии, одну из которых пишет музыкальная школа, открывшаяся в 1978 году в Петрокрепости (так назывался в то время город). Для юных музыкантов это стало грандиозным событием – отныне отпала необходимость ездить на занятия в соседний Кировск. Школа поселилась в объекте культурного наследия в центре Шлиссельбурга, в историческом здании постройки 1895 года: она и по сей день там. Так что с историей юные музыканты и их опытные наставники сталкиваются каждый день – для этого им достаточно просто прийти на занятия.
За более чем 40 лет школа обросла традициями, стала известной в Санкт-Петербурге и далеко за пределами Ленинградской области, завоевала лауреатство в многочисленных конкурсах разного уровня и масштаба, обрела друзей и преданных поклонников за рубежом – в странах Прибалтики, в Норвегии, Израиле, Белоруссии. В 2013 году коллектив получил диплом лауреата конкурса «100 лучших школ России», спустя год стал лауреатом всероссийского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей – 2014».
Год 2020-й преподнес неожиданные сюрпризы и стал испытанием на прочность, впрочем, как и для всех нас. Просто для кого-то это испытание стало непреодолимой проблемой, а кто-то справился, и даже сумел найти плюсы в непростой ситуации. ДМШ Шлиссельбурга оказалась в числе победителей.
За время работы в дистанционном формате учащиеся и преподаватели музыкальной школы активно принимали участие в дистанционных конкурсах различного уровня: Международном конкурсе преподавателей "Исследовательские работы и проекты" (Полковой М.Г.); международных конкурсах по видеозаписям и в конкурсах, переведенных в дистанционный формат "Метелица", "Фестиваль-конкурс им. Смирнова", "Юные дарования" г. Гатчина, "Звездный бульвар", Всероссийском конкурсе им. Ипполитова-Иванова (Кудрявцева М.А., Бойко Т.Г., Сухорукова Г.Н, Белая М.С., концертмейстеры Драчева А.А. и Похмельных Ю.В.). Все выступления были отмечены наградами и призами
«Преподаватели оперативно и в полном составе включились в дистанционную систему образования, – рассказывает директор школы Светлана Валентиновна Малышева. – У нас нет ни одного педагога, который не справился бы. И это несмотря на то, что коллектив немолодой, многие подходят к определенному Роспотребнадзором возрастному цензу группы повышенного риска. Заслуженный работник культуры Российской Федерации Ирина Георгиевна Цыганкова, четверть века возглавлявшая наш коллектив, и сегодня продолжает удивлять своим педагогическим мастерством уже в новых онлайн-форматах. Заслуженный работник культуры РФ Тамила Гавриловна Бойко руководит отделением народных инструментов, преподает балалайку, гусли, сейчас осваивает мандолину: ее увлеченность передается детям. Без ее воспитанников не обходится ни одно знаковое мероприятие, и везде ребята получают высокие оценки и хорошие отзывы. Я бы сказала, что эти люди – «зажигалочки» на работе, и таковыми остаются независимо от обстоятельств. Поразительные успехи в новых условиях показывают наши бывшие ученицы – преподаватель оркестрового отделения Евгения Сергеевна Бормотова, хормейстер Мария Сергеевна Белая. Уроки по постановке голоса, которые Мария Сергеевна выкладывает онлайн – бесценное методическое пособие: это дыхательные упражнения, которые педагог показывает и в записи рассылает ученикам. И это именно то, чем необходимо заниматься дистанционно – петь хором невозможно, а вот учиться грамотно дышать просто необходимо для любого вокалиста. Педагоги сориентировались абсолютно правильно – усилили акцент на теорию там, где практику было организовать невозможно, внедрили новые учебные материалы, разработали соответствующие моменту методики: в непростых условиях они сделали все, чтобы не остановиться, сделать обучение разносторонним, обогатить его новыми возможностями. Мы, конечно же, понимаем, что дистант не может заменить очные занятия. Но в наших силах сделать его эффективным дополнением к основному учебному процессу – теперь мы уже можем с уверенностью сказать, что именно таковы итоги этого непростого периода. И в дальнейшем, если он продлится, мы, благодаря нашим творческим преподавателям уже знаем, как двигаться без потерь».
Этот вывод директора подтверждается нововведениями и творческими планами, которых в школе множество: уже сегодня возобновил свою работу класс ударных инструментов, открылся класс звукорежиссуры, огромный интерес вызывают уроки академического и народного вокала, в планах занятия хореографией и актерским мастерством. И не только спрос, но и предложение на высоте – есть педагоги с соответствующим образованием и все предпосылки для реорганизации в большую современную школу искусств. Проблема только одна – историческое помещение на данном этапе оказалось тесным для современной школы, нацеленной на расширение и развитие. Уже сегодня здесь работают в две смены, и все равно классов не хватает. Поэтому новое современное здание – не только вполне естественное желание обретаться в более комфортных условиях, а реальная потребность, залог дальнейшей успешной работы.
Откроет ли и эту дверь волшебный ключ, который все эти годы вел школу к успеху – покажет время. «Для настоящих профессионалов нет неразрешимых задач, – с уверенностью говорит Светлана Валентиновна. – Я горжусь нашими преподавателями, которые сплотились, когда пришла беда, и сделали все, чтобы не остановить учебный процесс. Не остановимся мы, и вернувшись к привычной жизни. И возьмем очередную планку, как бы ни была она высока».
Поделиться: