Все возможные способы реализации дистанционного обучения основаны на использовании различных интернет платформ, специальных сайтов, социальных сетей, мессенджеров. Интернет ресурсы открыты для всех желающих и дают возможность за короткое время получить исчерпывающий объем информации: в этом их ключевое преимущество. Организаторам дистанционного обучения и всем участникам образовательного процесса необходимо определиться, каким способом это преимущество реализовать. Помимо распространенных платформ Skype, WhatsApp, Zoom, YouTube, Instagram, Вконтакте, ДШИ № 17 использовала такие формы организации учебного процесса, как Видеоурок, Урок-конференция, Урок-вебинар, индивидуальное занятие, консультация. Школа имеет удобный и понятный сайт, в котором дети и родители легко могут ориентироваться: сайт дает возможность охватить всех учащихся. Важный и продуктивный элемент – личные кабинеты преподавателей, в которых выкладываются домашние задания, ссылки на материалы, гостевая книга: с преподавателем всегда есть обратная связь.
«Начали мы с методической подготовки: разрабатывали визуальные и аудиовизуальные материалы, создавали таблицы, пояснительные тексты. Снимали пошаговые инструкции – видеоуроки, фотоклассы, – рассказывает заместитель директора ДШИ № 17 Татьяна Михайловна Шеина. – Мы готовили базу, с помощью которой ребенок мог бы разобраться в новом материале без непосредственного контакта с педагогом. Методику разрабатывали больше месяца, параллельно внедряя ее в учебный процесс, проверяя, тут же дорабатывая. Оценили наши старания сами дети – некоторым так понравилось, что они стали проситься на дистант. И вот что интересно: некоторые ученики, которые проявляли себя середнячками в очном обучении, на дистанционном начали показывать удивительные результаты. Например, музыканты справлялись с разбором материала за две недели, и это при том, что раньше у них на это уходило не менее двух месяцев. Качественные, нестандартные произведения, работая дома, создавали художники. Этот феномен еще ждет комплексного научно-методического изучения и обоснования, но уже можно сказать определенно: плюсы в дистанционном обучении есть, необходимо только их грамотно использовать. За короткое время уже наработана методическая база: сверстаны видеоконцерты, видеовыставки, составлены программы для онлайн конкурсов. Мы были лишены возможности проводить концерты в общеобразовательных школах, детских садах, но сделали их в записи, мобилизовав ресурсы, о которых в привычных обстоятельствах и не подозревали. На данном этапе мы используем комбинированные формы, когда совмещается очная и дистанционная форма занятий. Например, на очном уроке преподаватель прорабатывает посадку, постановку, моменты, которые практически невозможно изучить без непосредственного контакта, на дистанционном уроке работает над ошибками, повторяет и закрепляет материал. Конечно, все это очень гибкие схемы – решение об очных занятиях принимаются совместно с родителями. При этом огромное внимание уделяется санитарным нормам, ношению масок, проветриванию помещений. Мы даже сокращаем уроки, если видим, что это более целесообразно и безопасно. На данном этапе очно-дистанционная схема становится все более популярной».
Еще одна важная тема – дистанционные конкурсы, ДШИ № 17 проводит их с 2017 года. Показательный пример – международный выставка-конкурс отделения ИЗО «Ушки да лапки». В 2020 году прием произведений участников проходил с 1 февраля по 20 мая: 3000 работ из 245 образовательных учреждений от Калининграда до Камчатки, конкурсные работы пришли также из Белоруссии, Украины, Казахстана. Участниками стали юные художники от 3 до 17 лет: воспитанники детских садов, учащиеся гимназий и лицеев, ребята из частных студий, домов творчества, ДХШ и ДШИ, индивидуальные участники. В конкурсном отборе наравне со всеми приняли участие одаренные ребята из «Леушинской школы-интерната для обучающихся с ОВЗ». Было представлено множество талантливо выполненных произведений, радующих глаз и удивляющих мастерством: за ходом конкурса заинтересованно и увлеченно следила вся страна.
В онлайн сегодня переходят и ранее «жившие» в очном формате творческие соревнования: выступления участников на конкурсе юных искусствоведов «Слово об искусстве» жюри теперь прослушает в записи.
Полезным оказался и опыт онлайн-конференций. ДШИ № 17 единственная в Новосибирске школа, которая реализует предпрофессиональную программу декоративно-прикладного искусства: этой тематике была посвящена конференция, проведенная в нетрадиционном формате, без видеотрансляции. В течение двух дней Вконтакте каждые 10 минут выкладывалась информация в определенной группе: это были конкурсы, интервью, мастер-классы. Площадка объединила не только город и область – благодаря онлайн формату появилась возможность привлечь к диалогу людей со всей страны: специалистов из Подмосковья, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. С радостью откликнулись мастера декоративно-прикладного искусства: был проведен онлайн-вебинар со знаменитой мастерицей Зинаидой Голубевой, на котором она детально показала методику росписи. По итогам конференции было собрано множество отзывов, на основе которых педагоги получили сертификаты. Все отметили, что формат, который поначалу воспринимался скептически, оказался удобным и продуктивным.
В ДШИ №17 постоянно открывают все новые возможности дистанционной работы и внедряют их в практику. Собраны в единый материал положения конкурсов. эту ценную подборку уже изучают и используют педагоги. Проведены два марафона, где работы художников выкладывались в режиме реального времени: получился «живой» чат, и это тоже преимущество дистанционного взаимодействия – мгновенный доступ к информации.
Конечно, возникали и сложности, неизбежные при переходе к новым образовательным схемам, их на данном этапе активно изучают и анализируют методисты и преподаватели. Проблемой стали неизбежные переработки: преподавателям приходится работать практически круглосуточно. Если раньше можно было заниматься с группой (это относится как к музыкально-теоретическим дисциплинам, так и к предметам цикла изобразительного искусства), разобрать ошибки, обсудить их в аудитории, то на дистанционном обучении работать приходится индивидуально с каждым. Соответственно, время растягивается, уроки смещаются на вечер, а иногда и ночь. На это накладываются общеобразовательные занятия, также вышедшие из графика. В результате, нагрузка на преподавателей увеличивается многократно. Возникли и технические проблемы – в школе нет специального оборудования, все делают преподаватели-энтузиасты, снимают, монтируют, используя личную технику и индивидуальные навыки работы с ней. Проблемы с техническим оснащением имеются и у многих учеников. Сложно оказалось организовать полноценный учебный процесс для учащихся с особенностями здоровья, для детей младшего школьного возраста, школьников с низким уровнем мотивации к самостоятельным занятиям. Серьезным препятствием является невозможность полноценного слухового контроля за текущей работой учащихся и оперативной корректировки работы ученика при изучении музыкального материала. И конечно, личный контакт преподавателя и ученика в художественном образовании невозможно ничем заменить.
Но, по мнению директора школы Татьяны Витальевны Мельниковой, даже в сегодняшних непростых условиях определенные перспективы есть, они еще пока не полностью изучены и опробованы, но имеющиеся наработки показывают, как можно результативно работать в сложившейся ситуации: «Среди бесспорных плюсов – возможность оперативно анализировать и корректировать собственную методическую и педагогическую работу, развитие самодисциплины и навыков самоконтроля у учащихся, включение родителей в процесс занятий. И, конечно, экономия времени на дорогу: время, как известно, самое дорогое, что мы имеем, и бережное отношение к нему способно принести существенные дивиденды. Дистанционное обучение на сегодняшний день не только успешный формат работы на период самоизоляции: данная форма может быть полноценным дополнением к основным программам обучения. Включение в образовательный процесс онлайн лекций, видео-уроков, программ и заданий в дистанционном формате дает уникальную возможность максимально использовать информационные ресурсы мировой культуры, создает основу для новых творческих взаимоотношений через современные технологии связи, обогащает содержание образования, позволяет охватить больший объем информации, организует самостоятельную творческую и исследовательскую работу учащихся».
Поделиться: