ВЗЛЕТ И ГРЕЗЫ
В концертном зале «Зарядье» прошел концерт Елены Стихиной в сопровождении ГАСО им. Е.Ф. Светланова. За два дня до того в театре «Новая опера» певице была вручена российская оперная премия Casta Diva в номинации «Взлет».

Слово «взлет» подходит к случаю Елены Стихиной как нельзя больше. Пусть произошел он и не в один момент, но все же достаточно стремительно. В 2014 году, после окончания Московской консерватории и стажировки в Центре оперного пения Галины Вишневской, Стихина получила первую премию на международном конкурсе Competizione dell’Opera в Австрии и, не заинтересовав на тот момент столичные театры, уехала во Владивосток, где только-только открылся Приморский театр оперы и балета, два года спустя ставший одним из филиалов Мариинского театра. В 2017 году она дебютировала непосредственно в Мариинском театре в премьере «Саломеи» Р. Штрауса, получив за эту работу несколько наград и восторженные отзывы прессы. Чуть ранее певица удостоилась специальной премии Culturarte Prize и приза зрительских симпатий на конкурсе Пласидо Доминго Operalia (Мексика, 2016), что и стало отправной точкой международной карьеры. Дебюты на подмостках Европы и Америки следуют один за другим, но, пожалуй, решающим стал 2019 год, когда Стихина с триумфом выступила на Зальцбургском фестивале в партии Медеи в одноименной опере Л. Керубини и на сцене Парижской оперы в партии Ярославны («Князь Игорь» А. Бородина). По итогам этого года она и получила премию «Взлет».

Для концерта в Москве, где певицу пока мало знают (это в Петербурге она уже стала одной из главных приманок Мариинского театра), была выбрана не слишком популярная и весьма изысканная программа. Стихина исполнила «Пять песен на слова Ф. Рюккерта» Г. Малера и «Четыре последние песни» Р. Штрауса. С учетом того, что партия Саломеи в опере Штрауса (единственная, кстати, в которой она выступала в Москве – в начале нынешнего года на сцене той же «Новой оперы») принадлежит к числу ее коронных, подобный выбор выглядел вполне оправданным. Другое дело, что не все удалось в равной мере.

Цикл Малера был спет почти идеально. Со стилем, нюансировкой, попаданием в настроение и смысл исполняемого все обстояло наилучшим образом. И хотя Большой зал «Зарядья» акустически удобен не для всех вокалистов, Стихиной не пришлось прикладывать особых усилий, чтобы ее голос свободно парил в этом пространстве, – даже притом что в малеровском цикле почти не предусмотрены иные динамические оттенки, нежели piano и mezzo forte. Певица и оркестр во главе с Александром Соловьевым прекрасно взаимодействовали друг с другом, чего, к сожалению, нельзя сказать про цикл Штрауса. Последний, кажется, и сама Стихина еще не до конца освоила. Выучено все было, впрочем, вполне добросовестно, но вот глубины проникновения, как в Малере, заметно не хватало. Да и самому голосу, не вполне еще «сжившемуся» с этой музыкой, не хватало уверенности, отдельные фразы подчас растворялись в оркестре. Опять же, в отличие от Малера, дирижеру и оркестру не удалось добиться необходимого баланса и взаимопонимания с певицей. Но если она овладела материалом хотя бы настолько, чтобы практически не заглядывать в ноты, то оркестр, казалось, играл едва ли не с листа. Похоже, что на этот цикл у них просто не хватило репетиционного времени.

Зато дирижер и оркестр были на высоте в знаменитом Adagietto из Пятой симфонии Малера, открывшем программу концерта, и, особенно, в Сюите из «Кавалера розы» Р. Штрауса. Александр Соловьев чувствует себя в этой музыке легко и непринужденно. Сразу вспомнилась фантастическая, но при этом абсолютно реальная история восьмилетней давности, когда на премьере той же оперы в Большом театре Соловьев, ассистировавший Василию Синайскому, буквально на первых минутах вступления заменил за пультом занемогшего шефа, проведя спектакль (а затем и весь премьерный блок) без сучка и задоринки – притом что репетиций с оркестром у него не было… Тем более жаль, что ныне в «Четырех последних песнях» того же композитора мы услышали лишь полуфабрикат.

На бис Елена Стихина спела «Грезы» Рихарда Вагнера из вокального цикла на стихи Матильды Везендонк. Голос певицы вновь обрел уверенность и был поддержан оркестром. Так что, если даже в концертном репертуаре Стихина пока еще не равна себе же в оперном, ее огромный потенциал и здесь вполне очевиден.

На фото: Е. Стихина, А. Соловьев и музыканты ГАСО им. Е.Ф. Светланова на концерте в "Зарядье"

Фото Лилии Ольховой

Фотоальбом

Поделиться:

Наверх