- Классическая хоровая практика не входит в марокканскую культуру – это новое направление в музыкальной жизни Марокко. Как возникла идея создания хоровой ассоциации и каким образом она была реализована?
- Ассоциация существует 10 лет, и на момент ее создания ничего подобного в нашей культуре действительно не было. Но была моя мечта популяризировать в Марокко хоровое искусство, привлечь к этому делу как можно больше людей разных возрастов. И был запрос со стороны молодежи, очень многие хотели петь в хоре. Сегодня на базе Ассоциации организованы более 30 хоров: детские (7-8 лет), молодежные (15-25 лет), взрослые (без возрастных ограничений). Выпущены книги, ноты с обработками фольклорных произведений. Идет постоянный процесс обучения: перед выступлениями в Марокко и за рубежом хористы проходят подготовку в коллективах Ассоциации.
- Кто им преподает и по каким методикам?
- Все наши хоры разного направления: классические с европейским репертуаром, фольклорные – в сопровождении фортепиано, народных инструментов или вообще без аккомпанемента. Поэтому не может быть одной общей методики, каждый дирижер сам выбирает ее для своего хора. Количество хоров и дирижеров меняется каждый год, мы очень мобильны, подвижны, постоянно открываем что-то новое. Многие уезжают за границу, приходят новые люди. Могу назвать приблизительную цифру: за все эти годы нами было подготовлено около 1000 человек. Это музыканты, которые могут выступать в концертах, участвовать в конкурсах, они владеют хоровой техникой и хоровым репертуаром.
- Как организована работа Ассоциации, кто ее финансирует?
- Это негосударственная организация – полностью моя частная инициатива. Мы не имеем никакой государственной поддержки, вся финансовая база складывается из взносов членов Ассоциации и хористов. Этого хватает, чтобы участвовать в небольших концертах. Но когда дело доходит до крупных фестивалей, нам приходится искать спонсоров, ими, как правило, становятся крупные финансовые структуры. Например, организованный ассоциацией «Хор Марокко» международный фестиваль «Сольд» проходит раз в два года. Мы приглашаем коллективы из разных стран, в том числе и из России. Для нас крайне важны такие мероприятия – это повод оценить свой уровень, и главное, бесценная возможность обмена опытом. В таких случаях нам, конечно же, не обойтись без финансовой поддержки.
- В России хоровому пению обучают в музыкальных школах. В Марокко практически нет государственных музыкальных школ. Каким образом удается поддерживать интерес и развивать это искусство?
- Я думаю, большое значение имеет репертуарная политика. Да, мы поем самую разную музыку, но главное направление фольклор. Я делаю обработки марокканской музыки, которые затем мы вводим в репертуар – это очень действенное средство привлечения детей и молодежи.
- Вы работаете как композитор? Берете одноголосную марокканскую мелодию и делаете на ее основе полифоническую хоровую партитуру?
- Да, я специально прошел курс классической гармонии, на основе этих знаний оркеструю арабские мелодии, делаю переложения для хора.
- А есть в Марокко, кроме Вас, академические музыканты, которые популяризируют фольклор?
- У нас очень много музыкантов, которые исполняют уже написанную музыку. Но тех, кто обрабатывает фольклор с помощью классической гармонии и полифонии – единицы. Я очень надеюсь, что со временем все больше марокканских академических музыкантов будут работать в этом направлении – это действительно перспективно и востребовано.
- Вы относитесь к людям, которые двигают культуру. Ваша деятельность вызывает искреннее восхищение – Вы находите такой резонанс с сердцами хористов, который обогревает не только вашу страну, но и всю нашу планету. А как Вы сами ответите на простой вопрос: для чего Вы делаете эту работу?
- Я отвечу столь же просто: мною движет любовь к музыке. Вначале это делалось для марокканцев, но постепенно мы расширялись, и сегодня наша любовь распространяется на многие страны и даже континенты. Моя мечта – и дальше популяризировать хоровое искусство, привлекать к обучению как можно больше детей и молодежи, создавать новые творческие коллективы.
Поделиться: