Русская опера в музейных декорациях
«Фестиваль русской оперы» на открытой площадке территории Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» - событие уникальное. И не только потому, что фестиваль поместил шедевры русской оперной музыки в естественное пространство музейного комплекса: действие происходит непосредственно в деревянном остроге 17-го века, и аутентичные постройки становятся частью декораций. Фестиваль стал важной вехой в развитии музыкальной культуры всего Сибирского региона – в области пропаганды оперного искусства и формирования оперного репертуара.
В рамках фестиваля, проходившего с 10 по 18 августа 2019 года, в исполнении Губернаторского симфонического оркестра под управлением маэстро Илмара Лапиньша, Камерного хора и солистов из разных театров и городов мира (были представлены артисты Геликон-оперы, молодежной труппы Мариинского театра, национального театра оперы Сербии, иркутские вокалисты), в Тальцах прозвучали два шедевра русской музыки – оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» и «Золотой петушок». А на сцене Иркутской филармонии состоялся Гала-концерт из произведений русской оперной классики – в программе арии из опер Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова.
Оперу «Царская невеста» поставила известный московский режиссер Наталья Подольская, в прошлом – режиссер Иркутского музыкального театра. Постановка «Золотого петушка» стала режиссерским дебютом Елизаветы Корнеевой – иркутянки, которая сегодня также живет и работает в Москве. Несмотря на юный возраст, Елизавета достигла больших профессиональных и творческих успехов, став лауреатом II степени международного конкурса молодых режиссеров «НАНО-ОПЕРА», победителем конкурса и обладателем гранта Министерства культуры РФ по поддержке молодой режиссуры, режиссером-постановщиком многих проектов. Постановочное решение молодого режиссера было новаторски дерзким и неоднозначным. Но смелый эксперимент публика приняла «на ура». «Особенно радует, что неподдельный интерес проявили дети и молодежь, - делится впечатлениями директор Иркутской филармонии Ирина Владимировна Касьянова. – Это значит, что у фестиваля есть будущее и оперный жанр будет и дальше развиваться в нашем регионе. Мы уже начали подготовку второго фестиваля – работают сценографы, художники. Следующим летом мы предполагаем повторить полюбившиеся публике оперные произведения первого фестиваля и планируем постановку еще одного оперного шедевра – «Русалки» А.С. Даргомыжского».
Премьера сезона
10 неоконченная симфония Густава Малера в редакции Рудольфа Баршая – редкий «гость» в филармонических афишах. Симфонии Малера крайне сложны не только технически, это вершина философско-мировоззренческого симфонизма, стремящегося дать ответ на вечные вопросы бытия. Трудно найти другого композитора в области симфонической музыки, чьё творчество было бы сегодня столь привлекательным и востребованным, и в то же время таким сложным для исполнения и осмысления. Симфонии Малера постепенно начинают восприниматься как некое «метапроизведение», обладающее целостностью и логикой непрерывного внутреннего развития. В связи с этим всё большее внимание привлекает последнее звено этого цикла, его итог и обобщение – неоконченная Десятая симфония. Авторство Малера – это, по сути, только первая часть, все остальное «по крупицам» было восстановлено великим альтистом и дирижером, создателем первого камерного оркестра в Советском Союзе Рудольфом Баршаем.
Для того, чтобы симфония могла прозвучать в стенах Иркутской филармонии, была оплачена аренда эксклюзивной партитуры. 9 ноября долгожданная премьера состоялась, оставив у зрителей ощущение словно собранного из «осколков» разрозненного мира, который вновь обрел гармонию.
«Симфония фа диез мажор станет краеугольным камнем репертуара, – резюмирует Ирина Владимировна Касьянова. – Мы уже включили ее в абонемент «Пять вечеров с симфоническим оркестром», за что иркутская публика была нам очень благодарна. Потому что, несмотря на то, что наши зрители имеют сегодня возможность ездить по разным городам и слушать много музыки, они оценили эту симфонию именно в исполнении Иркутского симфонического оркестра. Для Губернаторского оркестра под руководством заслуженного деятеля искусств России Илмара Лапиньша это, безусловно, творческий прорыв. И важный стимул двигаться вперед, к новым вершинам».
Поделиться: