Оперный Вагнер, безусловно, – фирменный конек Валерия Гергиева. При этом маэстро делает своего собственного Вагнера: его оркестр всегда намного красочнее, мощнее, глубже и «теплее», чем изумительно собранное звучание западноевропейских оркестров – рафинированно-педантичное, но чеканно-жесткое и по природной сущности более «холодное». На собственном опыте эта разница была проверена не раз, поэтому оркестр Мариинского театра на концертном исполнении «Тангейзера» в Москве закономерно вызвал прилив оптимизма.
В обширной вагнериане, которую В. Гергиев начал в 1997 году с «Парсифаля», «Тангейзер» появился сравнительно недавно. И теперь, если не считать ранние оперы композитора, то для «полного комплекта» труппе не хватает лишь «Нюрнбергских мейстерзингеров».
Точное название оперы «Тангейзер» – «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге», и коль скоро миннезингеры из Вартбурга в Мариинском театре появились, то рано или поздно должны появиться и мейстерзингеры из Нюрнберга. Обстоятельно подробный и неспешный «стальной» романтизм, замешанный на мудрой философии человеческой сущности, как правило, в мифологической проекции, – это творческое кредо Вагнера. Но в его «Нюрнбергских мейстерзингерах» мифа как раз нет, сюжет апеллирует к историческому фундаменту национальной германской культуры и языка, занимая место величественного памятника «священному немецкому искусству», хотя элементы известной «легкости» и «контрапункт сатиры жизни» общую эпичность опуса несколько снижают.
Напротив, в «Тангейзере» мифологический пласт и эпичность составляют самую суть. Миннезингеры – это певцы высокой любви. С появлением цеховых братств миннезингеры превратились в мейстерзингеров (в цеховых певцов), хотя переход от одних к другим с точностью и не проследить. Для оперного сюжета важно лишь то, что Тангейзер когда-то был одним из миннезингеров, но затем погряз в грехе – в царстве Венеры под горой Герзельберг в Тюрингии недалеко от Вартбургского замка, что возвышается и по сию пору. Сюжет, как известно, повествует о возвращении героя «на путь истинный» и спасении его души: красивая романтическая история, в которой любовь и смерть, как водится, нераздельны.
Либретто и этой монументальной драмы Вагнер сочинил сам. Она была представлена в оригинальной музыкальной редакции, впервые увидевшей свет рампы в Дрездене 19 октября 1845 года. Оркестр В. Гергиева вел повествование и напористо, и мягко, и лирически изысканно, и драматически темпераментно. Невероятно сильное впечатление оставили и великолепные, потрясающие своей мощью хоровые страницы партитуры (главный хормейстер – Андрей Петренко).
Сергей Скороходов – тенор чувственно-проникновенной лирико-спинтовой фактуры, и он смог приятно поразить музыкальностью и артистизмом: с великолепной меццо-сопрано Юлией Маточкиной в партии Венеры его дуэт сложился особенно удачно. А с возлюбленной Тангейзера – Елизаветой в исполнении сопрано Ирины Чуриловой с ее жестко-пронзительной, несколько «трубной» вокализацией – ему пришлось петь на пределе. Но и это испытание певец выдержал с честью. Достойно показали себя Владимир Куприянов (Вольфрам) и Дмитрий Григорьев (Герман), Роман Арндт (Вальтер) и Евгений Уланов (Битерольф). Слово и музыка слились в единый поток образности, и история о заблудившемся в гроте Венеры Тангейзере стала для нас тем самым музыкальным откровением, после которого на душе всегда становится светло…
Фото предоставлены пресс-службой Благотворительного фонда Валерия Гергиева
Поделиться: