Театр для России – особое искусство. И не только потому, что мы гордимся известной во всем мире системой К.С. Станиславского, нашими великими писателями-драматургами, актерами, режиссерами. В театре мы всегда искали и находили «нерв» эпохи, откровение и правду, способные изменить к лучшему мир в целом и каждого отдельного человека. Сегодня в нашей стране более 600 театров – музыкальных, драматических, эстрадных, детских. Их творчество востребовано не только в России, но и во всем мире. В 2019-м году, объявленном в России Годом театра, свою любовь к театру, преданность театральному делу и высокое мастерство демонстрировали все, так или иначе имеющие отношение к великому искусству – от всемирно известных театральных коллективов до самых юных служителей Мельпомены, делающих первые шаги на сценических подмостках.
Год театра выходит на финишную прямую. Время подводить итоги.
Одной из важнейших профессиональных площадок для обсуждения проблем развития системы детских школ искусств, распространения эффективных моделей педагогических и управленческих практик, в том числе, и в вопросах реализации дополнительных образовательных программ в области театрального искусства, стала Всероссийская научно-практическая конференция «Детская школа искусств – 2019: образование, управление, развитие», проходившая с 14 по 16 ноября 2019 г. в рамках VIII Санкт-Петербургского культурного форума. Конференция – событие ежегодное и крайне актуальное для образовательного пласта, объединяющего школы искусств всей России. В этом году география конференции была представлена 113 городами и населенными пунктами из 62 субъектов Российской Федерации - от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Дагестана. Были и гости из-за рубежа - представители Республики Беларусь, Азербайджанской республики.
Такой интерес вполне объясним – конференция является чуть ли не единственным рупором, способным донести до чиновников мнение практиков – руководителей и педагогических коллективов школ искусств. Ведь именно на местах, в ситуации каждодневного учебного процесса, проблемы, сложности, недоработки становятся явными и очевидными. И тем, кто принимает решения, рекомендации представителей разных регионов помогают составить общую картину и скорректировать стратегию и тактику в таких важных вопросах, как изменения федеральных требований, проблемы аттестации педагогических работников, вопросы финансирования и материальной базы – вплоть до открытия новых школ. Ведь для специалистов на местах очевидно, что школ искусств для такой огромной страны как Россия, у нас сейчас катастрофически не хватает. И что учить их надо не только по общеразвивающим, но и по предпрофессиональным программам, без которых невозможно сохранить традиции и признанный во всем мире уровень нашей системы дополнительного образования. А соответственно, и уровень нашей культуры.
Еще один важный момент конференции 2019 года - творческий показ обучающихся театральных отделений детских школ искусств Санкт-Петербурга в рамках круглого стола «Актуальные вопросы реализации дополнительных образовательных программ в области театрального искусства». Открыли концерт юные артисты танцевального коллектива «Вертимка» ДШИ №10 Санкт-Петербурга, на этот раз, драматическим номером – девочки показали высочайший уровень владения искусством сценической речи. Благодаря блестящему исполнению инсценировки рассказа А.П. Чехова «Из дневника одной девицы» был продемонстрирован высокий уровень исполнительского искусства.
«То, что мы имели возможность посмотреть эти небольшие выступления наших театралов, крайне важно для оценки общей картины, - делится впечатлениями директор Санкт-Петербургской ДШИ №10 Наталия Анатольевна Орлова. - Возможность увидеть ведущие театральные коллективы города было не просто интересно, но крайне полезно для последующей дискуссии. Наш ансамбль «Вертимка» - коллектив заслуженный, стабильно завоевывающий призовые места на фестивалях различного уровня. И в этот раз, открыв творческий показ, он задал тон всему концерту. Если говорить в целом о конференции, для нас крайне важно, что Санкт-Петербург принимает мероприятие такого уровня и именно здесь, в нашем городе, в буквальном смысле, творится история дополнительного образования. Мы точно знаем, что все наши решения, сформулированные в резолюции, будут представлены в Министерство культуры. Огромное спасибо Ирине Ефимовне Домогацкой, председателю Экспертно-диагностической службы ГАУК СО «Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования», ее коллегам, которые всегда защищают наши интересы и продвигают инициативы, позитивно влияющие на ситуацию в нашей сфере деятельности».
Театральное отделение ДШИ №10, так ярко представленное ансамблем «Вертимка» на конференции – одно из 11-ти, работающих в школах искусств Санкт-Петербурга. В большинстве это – музыкальные детские театры. И лишь несколько школ, в том числе и школа искусств №10, реализуют театр драматический. Отделению в этом году исполнилось 20 лет: юные артисты на предпрофессиональной основе изучают актерское мастерство, художественное слово, танец, сценическое движение, историю театра, сольное пение. Изучают под руководством опытных наставников: на отделении работают 15 преподавателей и 6 концертмейстеров –большинство - обладатели высшей квалификационной категории, среди которых есть действующие актеры, лауреаты театральных премий «Золотой софит» и «Золотая маска». Многие выпускники, воспитанные этими талантливыми педагогами, уже закончили театральные ВУЗы и работают в театрах. А в этом году выпускница ДШИ № 10 вернулась в родной коллектив уже в качестве преподавателя – преемственность поколений, позволяющая говорить о зарождении собственной школы театрального мастерства.
***
В далеком 2000-м, на только что открывшемся театральном отделении его первые учащиеся сами поставили спектакль. Это была пьеса о добре и зле – как его видят дети. И так у них проникновенно и искренне получилось, что на Международном молодежном театральном фестивале во французском городе Сент-Этьен на Луаре принявшие спектакль «на ура» французские зрители отказались от перевода. «И так все понятно», - сказали они. 20 минут зрители стоя аплодировали учащимся из России.
20 лет прошло, многое поменялось в стране, в театральном искусстве, в самой школе, но осталось главное – делать свое дело не просто грамотно и профессионально, а делать его искренне, всей душой. Поэтому на вопрос «Любите ли вы театр?» у этих ребят ответ однозначный. Как же не любить тот прекрасный мир, ради которого ты живешь в искусстве и благодаря которому ты получаешь новое качество жизни как личность. Для них не имеет значения, будут ли они в своей взрослой жизни работать в театре: учиться театральному мастерству важно и тем ребятам, которые впоследствии не пойдут в профессию. Кем бы они ни стали – врачами, адвокатами, инженерами, - именно театральная школа раскроет им секреты эффективного общения, артистичного поведения, позволит быть раскрепощенными и уверенными в себе. Их жизнь будет яркой и интересной, потому что отныне они будут жить «с театром в душе». Просто не смогут иначе.
Поделиться: