Ситуация уникальная: впервые из трех человек, которые по условиям конкурса проходят в финал, двое – ученики одного педагога. Получить самую престижную награду Правительства Москвы, не имеющую аналогов в стране и мире, могут самые талантливые ученики столичных творческих школ и колледжей: лучшие из лучших. В трех турах юные музыканты показывают разноплановую программу – от классики или барокко в первом туре до виртуозной пьесы в финале, демонстрируя максимальную палитру исполнительского мастерства. А оценивает их высокопрофессиональное жюри, в составе которого – выдающиеся музыканты и деятели культуры и искусства: Игорь Бутман, Николай Цискаридзе, Игорь Золотовицкий, Борис Андрианов. Получить высокую оценку мастеров сложно, но уж если премия завоевана, счастливый ее обладатель будет щедро вознагражден. Медали, дипломы, денежная премия от правительства Москвы, но главное, приглашение выступать на самых престижных концертных площадках столицы. Можно с уверенностью прогнозировать, что талант юных исполнителей будет раскрыт в полной мере. И гарантия успеха в данном случае – личность преподавателя.
На сегодняшний день Аркадий Резник – один из самых ярких музыкантов нового поколения. Родился в Москве, начал заниматься на гитаре с 6 лет, первым педагогом стал отец, Леонид Яковлевич Резник, на сегодняшний день – директор ДШИ имени Ю.С. Саульского. После победы в конкурсе «Новые имена Москвы» Аркадия Резника пригласили в Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных. Ради юного виртуоза даже специально открыли класс гитары: Аркадий так и остался единственным, кто обучался в спецшколе по этому направлению. Его педагогом стал знаменитый профессор Александр Камиллович Фраучи – эпохальная фигура в музыкальной истории, один из лучших российских классических гитаристов-исполнителей и педагогов, воспитавший более 20 лауреатов международных конкурсов (неслучайно западная пресса назвала Александра Фраучи «русским внуком Андреса Сеговии).
Получив путевку в большую творческую жизнь от таких наставников, Аркадий Резник своей дальнейшей работой и своими успехами доказал, что «зерна» любви к музыке, любви к своему инструменту попали в благодатную почву. Он с отличием закончил Российскую академию музыки имени Гнесиных и аспирантуру по специализации «Классическая гитара» (класс заслуженного артиста РФ, профессора Николая Андреевича Комолятова). Результатом увлечения камерной музыкой стала окончание еще одной аспирантуры – в Государственной классической академии имени Маймонида по специализации «Камерный ансамбль» (класс профессора Валерия Петровича Самолетова). В 2014 году Аркадий Резник с отличием окончил исполнительскую аспирантуру Берлинского университета искусств (класс одного из самых известных гитаристов и педагогов мира профессора Томаса Мюллера-Перинга).
Как музыкант Аркадий формировался не только в учебных аудиториях. Он посещал мастер-классы известных музыкантов, изучал старинные партитуры, работал не только над техникой и исполнительской культурой, но и постоянно совершенствовался как личность. Аркадий Резник – лауреат международных и всероссийских конкурсов, обладатель золотой медали Восьмых молодежных Дельфийских игр России, лауреат премии президента РФ по поддержке талантливой молодежи, лауреат Артиады народов России, награжден дипломом министра образования и науки РФ. География его гастрольных поездок – от лучших концертных площадок Москвы и городов по всей России до самых престижных залов Испании, Андорры, Швейцарии, Германии, Австрии, Голландии, Италии, Финляндии, Израиля.
Сегодня Аркадий Резник органично сочетает сольное, ансамблевое исполнительство и педагогическую деятельность. Помимо преподавательской работы в ДШИ имени Ю.С. Саульского, Аркадий Леонидович трудится в должности доцента в Академии имени Маймонида, где он преподает гитару, ансамбль, читает курс лекций по методике. В этом году к кругу обязанностей добавилось руководство гитарным оркестром: предмет уникальный, практически не имеющий аналогов в стране. Репертуар оркестра поистине безграничен: от музыки Баха до современных композиторов.
Студенты доцента А.Л. Резника показывают блестящие результаты, участвуют в конкурсах самого высокого уровня, совмещая сольное исполнительство и игру в ансамбле. Среди них – победители Международного конкурса «Золотой век гитары», Международного конкурса «Виртуозы гитары», Международного конкурса имени А.М. Иванова-Крамского. Одно из последних выдающихся достижений – победа студентки V курса Екатерины Уваровой на Международном конкурсе-фестивале гитаристов и композиторов «Время гитары».
Как музыкант-исполнитель Aркадий Резник является ведущим солистом Москонцерта, дает сольные концерты, играет в ансамбле, выступает с оркестром. Он смело экспериментирует, выбирая оригинальный репертуар (от старинной музыки до джазовых программ) и новаторские сочетания инструментов. Аркадий Резник первым в России исполнил все гитарные квинтеты Л. Боккерини, сочинения Л. Леньяни, Ф. Карулли, К. Гуаставино, Л. Брауэра, А. Пьяццоллы, Р. Гнаттали, Дж. Дюарта, М.Д. Пухоля, Р. Миранды, М. Перейры, Х.М. Зенамона, О.Л. Фернандеса, А. Томаса, Р. Ди Марино, С. Губайдулиной, А. Виницкого, Н. Кошкина, В. Козлова и многих других композиторов. Он играет в уникальном дуэте с виолончелью, в ансамбле со струнным квартетом, флейтой, скрипкой, альтом, мандолиной, фортепиано и многими другими инструментами. Аркадий Резник не устает экспериментировать с форматами концертов, исполняя оригинальные джазовые аранжировки, сочетая классику, барокко, танго, латиноамериканский фолк и рок 60-х, представляя концерты-лекции с эксклюзивными авторскими комментариями. При этом коллеги, в числе которых и всемирно известные музыканты, профессора ведущих ВУЗов, отмечают его высокий вкус, интеллигентную манеру игры, одухотворенность и неординарность исполнения.
Творческий эксперимент не останавливается ни на секунду: в 2017 году Аркадий Резник представил на суд публики уникальный, не имеющий аналогов в стране, проект «Эволюция гитары. Барочная-романтическая-классическая», в котором он играет на трех разных гитарах. Смысл проекта – показать эволюцию инструмента, имеющего многовековую историю. Причем показать через музыку и инструменты: сначала звучат композиции XVI-XVII веков, написанные для барочной гитары, затем произведения композиторов XIX века для романтической гитары, и, наконец, современная музыка различных направлений – академическая, джазовая, латиноамериканская для классической гитары.
В творческих планах гитариста – новые яркие проекты. В результате тесного сотрудничества с посольством Парагвая родилась идея сольного концерта с пианисткой Анной Резник, посвященного парагвайской музыке: концерт состоится 12 декабря. В волшебные дни новогодних святок, вместе с другими участниками Московского Музыкального Содружества, Аркадий Резник представит программу «Босса-нова после Рождества». В музыкальном вечере прозвучат мировые хиты от Антонио Карлоса Жобима, Селсо Машадо, Радамеса Гнаттали, Луиса Бонфа, Эйтора Вилла-Лобоса – искрометный синтез традиционных ритмов бразильских танцев и джаза. А 18 января, в крещенский сочельник будут исполнены произведения Никколо Паганини – гитарное наследие итальянского виртуоза составляет более 200 пьес, в том числе соло, дуэты со скрипкой, трио и квартеты. «Страсти по Паганини» (именно так называется концерт) прозвучат в Малом зале филармонии. В программе также – вариации на тему «Венецианского карнавала» Н. Паганини испанского гитариста и композитора Ф. Таррега.
15 февраля 2020 года в Доме музыки в рамках фестиваля «Гитара. От классики до рока» прозвучит Рок-фантазия для гитары и струнных, написанная выдающимся композитором Никитой Кошкиным и посвященная Аркадию Резнику. Идея соединить с классической гитарой и струнными узнаваемые шедевры рок-музыки 70-х – 90-х гг. XX века принадлежала Аркадию Резнику. Произведение, по словам композитора, получилось, в каком-то смысле, ностальгическим. «Я благодарен Аркадию Резнику за возможность прикоснуться к той музыке, которая так впечатляла и вдохновляла и в юности, и в молодости», – пишет автор в аннотации к своему произведению. Рок-фантазию Аркадий Резник исполнит совместно с квартетом имени В. А. Берлинского.
Начало следующего года обещает сделать «время гитары» насыщенным не только благодаря накалу концертных страстей. Соревновательный дух также внесет свою лепту в творческую жизнь гитаристов. С 18 по 21 февраля в ДШИ имени Ю.С. Саульского пройдет II Всероссийский конкурс исполнителей на классической гитаре «Поющая струна». И если в предыдущих конкурсах принимали участие учащиеся музыкальных школ и школ искусств, то на этот раз возрастные границы будут расширены до 30 лет. Номинаций и категорий также будет значительно больше – добавятся номинации «Гитарный оркестр», «Учитель-ученик», будет больше сольных и ансамблевых категорий соответственно возрасту участников.
Конкурс не имеет аналогов по авторитетности состава жюри. Уникально, прежде всего, количество профессоров. Возглавит жюри профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Николай Андреевич Комолятов. Сопредседателем станет профессор Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Вадим Александрович Кузнецов. Среди членов жюри – профессор Института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина Евгений Юльевич Финкельштейн, профессор Московского государственного института культуры и Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова Сергей Николаевич Матохин, доцент Института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, солист Москонцерта Аркадий Леонидович Резник, композитор и гитарист Александр Иосифович Виницкий, композитор и гитарист Евгений Анатольевич Баев, автор и художественный руководитель проекта Меломания Юрий Евгеньевич Алешников, гитарный мастер из Санкт-Петербурга Михаил Федченко, преподаватель по классу гитары ДШИ им. Е.Ф. Светланова Илья Николаевич Подольский.
«Мы надеемся, что уровень участников будет соответствовать высокой планке, заданной жюри, – резюмирует Аркадий Леонидович Резник. – Конкурс выявит одаренных музыкантов, и мы сможем их поддержать. Мы сделаем все, чтобы они развивались дальше, сохраняя традиции нашей культуры и обогащая ее новыми творческими открытиями».
Поделиться: