- Хороших и, тем более, очень хороших альтистов в мире мало. Альт настолько технически трудный инструмент?
- Он в определенном смысле очень трудный. Голос альта отвечает, скажем так, за средний регистр. Но я знаю много прекрасных молодых исполнителей на альте, все больше композиторов проявляет интерес к нашему инструменту, да и создатели современных альтов тоже увлечены этим процессом. Могу с уверенностью сказать, что нам далеко до финальной точки в истории альта, мы находимся в периоде его интенсивного развития. ХХ век принес много новых пьес, сегодня появляется все больше и больше сольного репертуара для альта. С момента возникновения с этим инструментом произошли фантастические перемены.
- Как было в вашем случае? Вам было просто освоить альт?
- Не знаю, насколько подходит здесь выражение «просто». Но я никогда не задавалась этим вопросом. Я живу только своей жизнью, не знаю, как обстоят дела у других. Я счастлива с выбором этого инструмента. Мне хотелось играть, а в нашей семье играли на фортепиано, скрипке и виолончели. Я мечтала быть частью этого ансамбля. Учитель моей сестры по скрипке был очень хорошим педагогом. Я всегда присутствовала на их занятиях. Его идеей было отдать меня не скрипку, не на альт. Дело было в консерватории в очень маленьком городе в Германии. Этот педагог был полон блистательных идей в области камерной музыки, ему требовались альтисты. Мне посчастливилось оказаться в тот момент там. Мои сестра и брат уже играли, я к ним присоединилась. Все получилось очень удачно. Но с другой стороны, мне всегда хотелось больше быть в принципе музыкантом, чем альтисткой. Альт – мой инструмент, но это не означает, что он самый лучший, прекрасный, совершенный. Развитие музыкальности – это совершенно другое, чем быть тем или иным инструменталистом. Я хотела стать именно музыкантом, а уже потом альтисткой. Никогда не думала о том, что альт лучше или хуже скрипки. Все прекрасны.
- Как расслышать, заметить музыкальный талант у ребенка?
- Это отличный и очень трудный вопрос. Спасибо. У нас в Германии хорошая система музыкального образования, но, на мой взгляд, она начала сильно сбоить. Учителя в школе не всегда соответствуют своему месту. Всех заботит только вопрос денег. И в целом роль музыкального учителя в формировании личности ученика не считается важной. Лет через тридцать немецкая культура может зайти в тупик, прийти в упадок при таком темпе развития событий. Меня это очень беспокоит. Музыка сегодня становится все больше похожей на частное хобби. Если у родителей ученика есть деньги, они найдут хорошего учителя, который станет делать вас счастливыми. Но ведь найти истинный талант, раскрывать и вести его – это требует особой аккуратности, внимательности и систематичности. Я убеждена, что многие дети талантливы. Но если в раннем возрасте не найти возможность развиваться, с каждым годом это будет осуществить все труднее.
- Насколько айфоны и айпады в руках детей тормозят развитие их талантов?
- А я вовсе не склонна считать, что они чему-то могут помешать, у меня нет негативного отношения к этому явлению. У меня трое своих детей и нет проблемы избегать гаджетов. Дети сами знают им место. Мы определенно живем в другую эпоху, но не буду утверждать, что раньше было лучше, чем сейчас.
- Мне посчастливилось слышать ваши интерпретации Моцарта и Шостаковича – двух полярных композиторов. Как найти стилистически верное звучание?
- Это все вопрос сознания. Но и определенный вызов, разумеется. Звук – результат воображения. Мы, музыканты, должны работать, прежде всего, над воображением, чтобы затем суметь сыграть то, что вы хотели бы услышать. У меня, конечно, не происходит так, что я беру инструмент и как-то прицеливаюсь особым образом. Звук существует во «внутреннем ухе». Вот почему разные исполнители по-разному звучат на одном и том же инструменте. Сначала формируется внутренний звук, после чего вы выпускаете наружу то, что хотели бы услышать. Воображение и опыт каждого исполнителя и слушателя будут добавлять что-то свое. Самая важная способность композитора – открывать путь воображению. Пусть каждый слышит то глубокое, личное, что касается только его. Я убеждена, что когда играю на сцене, то открываю для слушателей дверь в мир воображения. Вместе мы можем дышать в тишине. Это то, что образует религиозный опыт без религии. Музыка говорит сама за себя, она более абстрактна, чем мы думаем.
- Как вы думаете, почему Шостакович написал свое последнее сочинение для альта?
- Альт как никакой другой инструмент в состоянии наилучшим образом выразить глубину. Возможно, ответ на вопрос кроется и в посвящении сонаты Федору Дружинину.
Поделиться: