В конце ушедшего года в академии состоялся концерт из сочинений А.Цыганкова, К. Волкова, Г. Чернова, В.Беляева, В. Малярова и Н. Хондо, в котором выступили: оркестр баянистов-аккордеонистов РАМ имени Гнесиных под управлением профессора Олега Тарасова и солисты-инструменталисты.
Первым номером концертной программы стала патриотико-героическая «Поэма памяти Д,Д. Шостаковича» известного домриста, педагога и композитора А. Цыганкова. Первоначально произведение имело другое название - «Поэма павших героев». Однако по истечении времени композитор, углубившись в наследие Дмитрия Шостаковича, посчитал возможным внести некоторые изменения, найти новые краски, обогатив народными интонациями философию современного музыкального языка. В сочинение с новым названием оркестранты РАМ, с позволения автора, также внесли частицу своего творчества, включив в партитуру дополнительные эпизоды и домровую каденцию, вследствие чего «Поэма» приобрела грандиозность и величие, стала еще более выразительной и красочной. А сольную партию исполнила ученица Александра Андреевича Цыганкова Анастасия Захарова.
Бефециантом концертного вечера стал заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РФ профессор Кирилл Волков – автор произведений в практически всех существующих музыкальных жанрах. Лауреат всероссийских и международных конкурсов Майя Михайлова с оркестром баянистов-аккордеонистов блистательно исполнила его «Концерт для домры» - произведение экспрессивное и энергичное, предоставляющее исполнителю возможность продемонстрировать виртуозность своего мастерства, чем М. Михайлова и воспользовалась в каденциях первой и третьей частей. Примечательно, что 3-я часть сочинения посвящена основоположнику русской народной оркестровой музыки Николаю Павловичу Будашкину и навеяна (как рассказал сам Кирилл Евгеньевич) песней «А на зорьке…», написанной Н. Будашкиным в годы Великой Отечественной войны. Результат – органичный синтез народных интонаций, характерных для творчества Будашкина, и современного музыкального стиля автора «Концерта».
Сонату для фортепиано «Русский север» инструментовала для оркестра баянистов-аккордеонистов студентка Елена Квасова, ученица маэстро Олега Тарасова, завоевавшая на академическом конкурсе звание лауреата. А дирижировал - лауреат всероссийских и международных конкурсов Руслан Канеев, один из авторов книги о творчестве Кирилла Волкова «Возвращаясь к истокам…». Презентация книги, объединившей биографические данные и аналитические исследования, представляющие интерес для музыкантов и любителей, состоялась по окончании концерта.
Также на концерте была исполнена финальная часть «Полифонической симфониетты» одного из опытнейших композиторов-гнесинцев Геннадия Чернова: его композиторскому перу принадлежат сочинения для симфонического оркестра, камерная музыка, произведения для духового оркестра и оркестра народных инструментов. Геннадий Владимирович - один из композиторов, которые пишут и специально для оркестра баянистов: именно для такого состава и предназначена «Полифоническая симфониетта». Современность и высокое мастерство, яркость и динамическая контрастность, выразительная мелодика, синкопированная ритмика, мощное и богатое тембрами органное звучание: блестяще реализованные возможности оркестра баянистов и аккордеонистов прибавили сочинению нарядности и праздничности.
Ансамбль гусляров под руководством Дмитрия Кукушкина познакомил слушателей с трёхчастным «Русским концертом», специально написанным для звончатых гуслей Владимиром Беляевым – композитором, наиболее известным в области народной музыки. «Строгий напев», «Нечаянная радость», «Торжественный кант» прозвучали колоритно и красочно, подчеркнув характерную для народной музыки напевность и мелодичность музыкального материала.
Одним из номеров концерта стала миниатюра Натальи Хондо «Великий немой» в исполнении оркестра. Несмотря на молодость, Наталья уже известный композитор – пишет произведения в самых разных жанрах. Её успехи в сочинениях для народных инструментов весьма заметны: некоторые из них становятся классикой народной музыки, радуя жизнерадостным звучанием легко и почти зримо узнаваемых образов. Синкопированный рэг-тайм, лёгкость, воздушность музыки воссоздали облик всем известного Чарли Чаплина, порадовав слушателей появлением гениального комика в очередной ипостаси искусства.
Хедлайнером в концертной программе композиторов-гнесинцев выступил гармонист, лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Москонцерта Александр Усков. На саратовской гармонике он исполнил «Саратовские напевы» композитора-народника Виктора Малярова. Как и Александр Цыганков и Владимир Беляев, Виктор Иванович - приверженец фольклора, народной песенной культуры. Вместе с тем, известны и другие успешные изыскания композитора - в иных стилях и жанрах. Так, «Иллюзии» для гуслей и оркестра гармоник признаны своеобразным, оригинальным сочинением, философия которого весьма отдалена от фольклора и традиционного письма композитора. А «Саратовские напевы», с частушечно-плясовым характером известных волжских мотивов, разукрашенных виртуозными вариациями, не оставили равнодушными зрителей и вызвали продолжительные аплодисменты. Этим ярким «аккордом» и завершился оригинальный концерт, подаривший публике радость соприкосновения с настоящим искусством.
На фото: Анастасия Захарова, Ансамбль гусляров, Виктор Маляров
Поделиться: