В первом отделении отыграли целиком балет Равеля «Дафнис и Хлоя»; давненько Гергиев не обращался к музыке французского импрессиониста, и, скорее всего, поводом вспомнить Равеля стало недавнее (осеннее) выступление Даниэля Гатти с оркестром Мариинского театра: для него итальянский дирижер выбрал, среди прочего, сюиту из «Дафниса и Хлои».
Исполнение «Дафниса» стало одним из самых приятных воспоминаний вечера. Зыбкий, мягко флюоресцирующий оркестровый звук, в который вплетались голоса хора, разнообразие красок и особенно великолепно сыгранная сцена восхода солнца, когда на смену полумраку ночи приходит постепенно разгорающаяся заря, и вдруг мы слышим резкий взрыв звука, воспринимающийся, как взрыв света: солнце взошло.
Однако главной интригой вечера стал не Равель и даже не выступление Мацуева (хотя он весьма эффектно, в свойственной ему силовой манере отыграл «Рапсодию в стиле блюз» во втором отделении, отдав щедрую дань джазовым импровизациям, уместно вкрапленным в партитуру Гершвина), но участие хрупкой девочки в белом платьице. Александра Довгань, лауреат многих конкурсов, включая телевизионного «Щелкунчика» и Grand Piano Competition, солировала в Первом фортепианном концерте Мендельсона.
Сложной сольную партию в юношеском опусе Мендельсона не назовешь; но все-таки концерт предъявляет определенные требования: для октавных пассажей, трелей и репетиций нужны, как минимум, хорошая растяжка кисти и беглость пальцев; в исполнении лирических побочных партий и в медленной части концерта важна музыкальность. Все перечисленное у пианистки имеется, даже в избытке. Но не это главное. В игре Александры с первых секунд проявилась сила характера, умение концентрироваться, темперамент, апломб; в девчушке чувствовался некий стержень, намек на то, что со временем она вырастет в артистическую личность. Александра ничуть не робела, не боялась сцены, легко вступала во взаимодействие с оркестром, демонстрируя точный, уверенный удар, цепкость, отличное чувство ритма.
В то же время в ее игре было и что-то непередаваемо милое. Особенно когда она проникновенно артикулировала нежные темы в первой части или сосредоточенно приступала к полной возвышенного покоя второй части концерта, где показала, что умеет мыслить за роялем, разговаривать с ним в хрустально чистых пассажах и мелодиях широкого дыхания. В задорном моторном финале Александра мастерски провела несколько выпуклых крещендо, пощеголяла пестрым мельтешением мелких ноток в главной партии, порадовав легкой резвостью пальцев.
А в конце концерта-открытия снова появилась на сцене – уже после выступления Дениса Мацуева, чтобы сыграть с ним «Итальянскую польку» Рахманинова в четыре руки. Когда Александра Довгань вышла на финальные поклоны, совершенно по-детски держась за руки двух массивных мужчин – состоявшихся музыкантов, обремененных мировой славой, – мизансцена показалась весьма символичной, словно сошлись настоящее и будущее отечественной музыки.
На фото Денис Мацуев, Александра Довгань и Валерий Гергиев.
Фото Валентина Барановского © Мариинский театр
Поделиться: