Изначальная цель КоOPERAции – привлечение в оперу новых композиторов и драматургов, объединение незнакомых между собой людей в совместной работе – остается неизменной, однако круг задач постепенно расширяется. Все большее значение приобретает эксперимент, охватывающий не только музыкально - драматические формы, но и их взаимодействие с пространством. Теперь к творческому процессу уже на ранней стадии подключаются режиссеры – по одному на каждую оперу (первоначально все ставила Екатерина Василёва – основатель и художественный руководитель лаборатории). Прошлым летом авторы и постановщики провели какое - то время в Никола - Ленивце, где вызревали идеи проектов, подыскивались места для них на открытой территории. Многое затем было представлено во фрагментах на Малой сцене Театра им. Станиславского и Немировича - Данченко (там в 2017 году КоOPERAция впервые заявила о себе). И вот в конце июля проекты полностью реализовались, где и задумывались.
Иные из пяти показанных опер еще недавно были бы однозначно объявлены «не операми». Но время идет, и многочисленные опыты все более размывают границы жанра. Однако помимо дилеммы «опера – не опера» имеются и другие вопросы. Например, гармония или, наоборот, конфликт составляющих. С этой точки зрения лишь одно из названий является примером полной гармонии, когда работу композитора, либреттиста и режиссера разделить чрезвычайно трудно.
Речь о мультимедийной опере Curiosity (композитор Николай Попов, либреттист Татьяна Рахманова, режиссер Алексей Смирнов). В партитуре задействованы и собственно музыкальные инструменты, и элементы вокала (провести границу между пением и интонированной речью и даже просто бормотанием порой непросто), и шумы – к примеру, стук клавиш компьютерных клавиатур. Исполнители существовали наравне с персонажами на большом экране. Взаимоотношения людей и машин, общение с марсоходом NASA посредством языка программирования – вся эта абсурдистская смесь разнородных элементов с внезапными точечными попаданиями в злободневную повестку потребовала от зрителей определенной самонастройки. Восприятие шло от недоумения к постепенному и полному погружению в материал.
Curiosity была единственной оперой, показанной внутри арт-объекта (под названием «Ленивый зиккурат»). Другие если частично и задействовали то или иное закрытое пространство, сверху оно все равно оставалось открытым. Только в одном случае представление шло целиком на пленэре.
Проект Wood wide web во многих отношениях не вписывается в формат КоOPERAции. Правомерность употребления слова «опера» здесь наиболее сомнительна уже в силу отсутствия композитора (вместо него – «звуковой художник» Жан - Давид Мери из Франции). Функцию драматурга взяла на себя режиссер Капитолина Цветкова - Плотникова. Идея этой «оперы растений» довольно любопытна, но ее реализация разочаровала. И не только скудостью музыкальных средств, использующих сигналы мобильных телефонов и другие механические звуки. Подобных спектаклей без начала и конца, да и просто без стержня сегодня на различных площадках можно увидеть множество, и этот – явно не из самых интересных.
Если Wood wide web – наименее удачный проект нынешней КоOPERAции, то следующий по счету опус, «Тео» (композитор Артем Пысь, драматург и режиссер Женя Беркович), я бы назвал самым спорным. Интересна идея: показать усиливающуюся зависимость человека от созданных им электронных фантомов. Интересен и замысел: решить три части в трех стилистиках – поп-музыка, классика, модерн. С воплощением дело хуже. Первая часть нарочито убога по языку, тогда как во второй композитор лихо оперирует цитатами из опер и не только, но их количество чрезмерно. Третья часть, пожалуй, наиболее оригинальна, хотя и в ней не раз возникает ощущение дежавю. Женя Беркович интереснее показала себя в качестве драматурга, нежели режиссера. Да и выбор места у подножия арт - объекта «Арка Бернаскони» (третья часть – на ее вершине) не способствовал удаче представления. Удаленность игровой площадки от основной массы зрителей сделала расплывчатым месседж авторов и постановщиков. Зато третью часть немало украсила уникальная вокалистка Наталья Пшеничникова. Уровень исполнения был на большой высоте благодаря Олегу Пайбердину и его ансамблю «Галерея актуальной музыки».
Еще более впечатляющей стала работа Пайбердина в следующей опере – «Отпечатки» (композитор Анна Поспелова, либреттист Екатерина Бондаренко, режиссер Сергей Морозов). Возможно, это была и самая интересная партитура. Вот только драматургия не отличается внятностью, а заявленная тема взаимоотношений с исторической памятью практически не раскрыта (как сообщается в синопсисе, героиня внезапно узнает, что ее дед был тюремным надзирателем, и это в корне меняет ее жизнь). Подлинные предметы из музея ГУЛАГа так и остаются лишь экспонатами. Режиссер в стремлении превратить все в элементарную «бродилку» собственноручно разрушал эффект, создаваемый звуковым рядом. Но если в нормальных «бродилках» перемещения зрителей организуются с помощью кого-то из участников и становятся частью действа, то здесь режиссер сам «командовал парадом», напоминая распорядителя массовых гуляний.
По части зрелищности лидировали «Блуждающие огни» (композитор Адриан Мокану, либреттист Дана Жане, режиссер Ася Чащинская). Режиссура начиналась уже со снайперского выбора места – поляна между храмом и рекой, перед арт - объектом «Маяк», едва ли не самое красивое место в Николе - Ленивце – и столь же снайперского выбора времени: когда начинает темнеть и окружающее пространство постепенно погружается во тьму, освещаемую лишь «блуждающими огнями». Почти лишенное сюжета действие разворачивается подобно фэнтези-фильму 5D или иному высокотехнологичному шоу. Режиссер и соавторы (художник Мария Чернышева, хореограф Ярослав Францев, художник по свету Александр Романов) изобретательно работают с пространством, согласуя передвижение фигур с характером музыки. Сама же музыка воспринимается, скорее, как прикладная – «создающая атмосферу».
Общий итог нынешней КоOPERAции обнадеживает не только фактом появления новых имен и опусов, но и очевидным интересом к ним публики. А вот возможности Николы - Ленивца, похоже, использованы сполна, и в следующий раз стоило бы, наверное, подыскать другое место.
Фото: Curiosity; Curiosity; Curiosity; Wood Wide Web; "Тео"; "Отпечатки"; "Отпечатки"; В ожидании "Блуждающих огней"; Блуждающие огни"
Фото Сергея Бирюкова
Поделиться: