События
05.08.2019
Мета уходит, но не прощается
В конце июня – первой половине июля в Израиле прошли концерты филармонического оркестра, которыми Зубин Мета закрыл свой последний полный сезон в качестве музыкального директора коллектива.

Когда маэстро зимой пропустил одну из трех своих серий с ИФО, запланированных на этот сезон, я поддался унынию, подумав, что возраст берет свое. Однако пессимизм мой был посрамлен. В заключительных концертах завершившегося сезона он снова поднялся на подиум, чтобы продирижировать чередой концертов (12!), в восьми из которых был исполнен Реквием Верди. В это число вошел и традиционный для ИФО в это время года вечер "Опера в парке" с участием всех солистов Реквиема, певших здесь фрагменты из популярных опер. Вход в тель - авивский парк "А - Яркон" был свободным, так что все, кому не достались или оказались не по карману билеты в залы, могли прийти попрощаться с дирижером, без которого немыслимо представить историю Израильского филармонического.

В 1961 году 25 - летний маэстро, еще не очень известный в мире, всего за три года до того окончивший Венский университет музыки и исполнительского искусства, впервые встал за дирижерский пульт ИФО. В 1969 году он был избран музыкальным советником (у коллектива тогда не было художественного главы, всем руководил совет из ведущих оркестрантов), а в 1981-м ИФО назвал его своим пожизненным музыкальным директором. И вот настал момент, когда Зубин Мета сам решил уйти на покой. В видеоролике, посвященном предстоящему сезону, будущие события представляет уже не он, а его преемник Лахав Шани, о котором я не раз писал на страницах "Играем с начала".

Однако Мета прощается, но не уходит. Следующий сезон, отмечая 50-летие своей постоянной работы с ведущим израильским оркестром, он откроет еще в прежнем качестве. И, видимо, на одном из тех концертов состоится официальная передача эстафеты молодому продолжателю дела. В той серии солист будет не один – приветствовать патриарха мировых сцен, как симфонических, так и оперных, приедут многие его любимцы, с которыми он не раз сотрудничал: пианисты Рудольф Бухбиндер, Ефим Бронфман, Евгений Кисин, Денис Мацуев, скрипачи Пинхас Цукерман, Леонидас Кавакос, Гиль Шахам и виолончелист Миша Майский. Надеюсь, к тому времени в ИФО решат, каким действительно пожизненным титулом заменить тот, от которого маэстро отказался, и в дальнейшем он еще появится за пультом оркестра уже в новом статусе.

В Израиле к Зубину Мете относятся как к своему, если и критикуют, то как родного – пристрастно, но любя. В июльские дни он вполне мог это почувствовать. На всех концертах публика приветствовала его появление на сцене вставанием и овациями. Стоя аплодировали ему и после концертов. И если рукоплескания перед Реквиемом Верди (мне довелось послушать его в Иерусалиме) можно было посчитать данью уважения полувековой работе маэстро в Израиле, с которым дирижер был и в мирные, и в самые непростые дни истории государства времена, то долгие овации в конце, безусловно, были выражением восторга перед музыкой, исполненной на необычайном эмоциональном подъеме.

Огромную роль в этом успехе сыграла на редкость удачно подобранная международная команда солистов. В сольных эпизодах были превосходны живущая в Милане американская сопрано Мари Элизабет Уильямс (в двух тель - авивских концертах ее заменяла болгарка Красимира Стоянова, тоже погоды не испортившая), российская меццо - сопрано Олеся Петрова, бас из Молдавии Олег Цыбулько и американский тенор Грегори Кунде (некоторые тель-авивские слушатели в своих фейсбучных отзывах посчитали, что он уступал трем своим компаньонам, но в Иерусалиме, несколько "повибрировав" в самом начале, потом распелся так, что претензии к нему отпали). А уж такого идеального ансамбля во всех комбинациях – дуэты, трио, квартет – я давно не слышал, хотя не могу сказать, что мы обижены хорошими певцами в прошедших и симфонических, и оперных сезонах.

Три хора – Мюнхенский Баховский под руководством Иоганны Соллер, камерный из Иерусалимской академии музыки и танца, возглавляемый Стенли Спербером, и Израильский хор им. Гари Бертини (хормейстер – Ронен Боршевски) – слушались как единый, давно и отлично спевшийся коллектив. Оркестр был выше всяких похвал!

Однако душой Реквиема в тот вечер стал 83 - летний Зубин Мета, дирижировавший наизусть и державший в руках все музыкальные нити. Сегодня очень популярны молодые дирижеры, восхищающие публику умением устроить на основе классической партитуры увлекательное шоу, важнейшей составной частью которого оказывается поведение на сцене самого маэстро. Мета по сравнению с ними мог показаться скупым на внешние проявления темперамента. Однако генератором колоссального эмоционального накала, излучаемого со сцены, был именно он, в чем, мне кажется, не мог усомниться ни один человек в зале ни по ту, ни по эту сторону рампы. И это был именно Реквием Верди, а не визуальное представление по нему. Такое остается в благодарной памяти надолго!

На снимке: Зубин Мета
Фото: Шай Сакиф

Поделиться:

Наверх