Полтора года назад появилась лаборатория молодых композиторов и драматургов «КоОПЕРАция». В ее названии объединились идея сотрудничества и отсылка к опере. «Толкачами» проекта стали оперный режиссер Екатерина Василёва и музыковед Наталья Сурнина. Суть заключалась в конкурсе: молодые композиторы и литераторы в качестве либреттистов должны были объединиться и написать оперу в заданных параметрах – определенный инструментальный состав, не больше трех певцов и хронометраж, не превышающий 14 минут. Лаборатория также предполагала курс лекций известных музыковедов, композиторов, либреттистов, посвященных вопросам оперной драматургии. В итоге на суд публики было вынесено восемь сочинений в один вечер на Малой сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Все были представлены в едином режиссерско-сценографическом решении Екатерины Василёвой и ее команды (художник Соня Кобозева, художник по свету Александр Романов, видеохудожник Ася Мухина, хореограф Ярослав Францев). Результаты работы конкурсантов оценивал экспертный совет.
Наиболее удачными тогда показались две оперы – «Коллонтай» Эльмира Низамова и «Путешествие Голубой стрелы» Игоря Холопова (на его счету уже «Звероопера» в Театре Наталии Сац) – ученика Ефрема Подгайца, пишущего, как известно, преимущественно музыку для детей. Именно «Голубую стрелу» решили довести до полнометражной оперы, и 30 мая состоялась ее полноценная премьера.
***
Сюжет сказки Джанни Родари (либретто Марии Огневой и Артема Золотарева) хорошо известен: трогательная рождественская фантазия об игрушках, которые решили преподнести себя в подарок мальчику из бедной семьи. Игорь Холопов положил ее на сладкую музыку, в которой есть что попеть. Выразительные партии исполняют Мария Симакова – Кукла Роза, Артем Сафронов – Собака Кнопка, Алхас Ферзба – Игрушечный генерал, Ольга Сидоренко – Фея, Илья Ушуллу – Памятник. Композитору удалось создать атмосферу светлой сказки, не лишенную драматических ноток и тонкими, но ощутимыми нитями связанную с русской оперной традицией. Музыка красива, невероятно мелодична, далека от того, что принято называть «актуальным искусством», оркестровка деликатна, и весь пропеваемый текст абсолютно понятен, что для детской аудитории архиважно. Родилась замечательная детская опера с сюжетом без морализаторства и ненавязчивым возвышенным поучением: смысл жизни состоит в том, чтобы делать добро.
Малый зал «Зарядья» – не самое подходящее место для полноценной оперной постановки. Тем ценнее то, как талантливо справилась с постановочной задачей режиссер Василёва. Она задействовала все пространство – по проходам, мимо зрительских кресел путешествует состав из голубых вагончиков, на которых добрые игрушечные существа едут осчастливливать детвору. Огромные ростовые куклы – это Фея, она же сначала не очень добрая, а потом одумавшаяся хозяйка игрушечного магазина, и сам Мальчик: дети на них реагируют более живо, чем на артистов-людей. Весь спектакль одет в нежно-голубое (сценограф Софья Кобозева), изяществом отличаются костюмы, особенно у подтянутого, молодцеватого Генерала и «воздушной» Куклы, чей образ напоминает Мальвину из другой сказки про Италию. Спектакль получился невероятно живым и увлекательным, а зрители – что маленькие, что взрослые, только и крутят головой на 360 градусов, пытаясь успеть зафиксировать все, что происходит одновременно в разных уголках зала. Скучать совершенно некогда, поскольку у постановочной команды получилось настоящее шоу в хорошем смысле слова.
Партитуру мастерски собирает молодой маэстро из Большого Айрат Кашаев. Под его управлением ансамбль «Галерея актуальной музыки» звучит тонко и загадочно, прочерчены малейшие интонационные нюансы, ему очень качественно ансамблируют концертный детский хор «Феникс» ДМШ им. Танеева (п/у Е. Бессоновой) и Детский хор Камерной сцены им. Покровского Большого театра России (п/у Е. Озеровой). Дети-хористы не только слаженно поют, но и участвуют в действии, у некоторых даже – заметные пластико-драматические задачи.
Фото Лилии Ольховой
Поделиться: