27 марта 2019 года исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося деятеля отечественного фортепианного искусства, замечательной пианистки, стоявшей у истоков кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных, ученицы и ассистента Е.Ф. Гнесиной и Г.Г. Нейгауза, кандидата искусствоведения, профессора Лины Борисовны Булатовой, ушедшей из жизни 11 марта 2011 года. Творческая деятельность Лины Борисовны – яркий пример сохранения и преумножения традиций фортепианной школы и профессиональной российской педагогики.
Мое знакомство с Линой Борисовной состоялось в январе 1997 года, когда я приехал в Москву, мечтая поступить в Российскую академию музыки им. Гнесиных. Переступив порог класса, где проходила консультация, я встретился взглядом с Линой Борисовной и вдруг осознал, что мне хотелось бы учиться именно у нее. Идеальный образ профессора: строгий костюм, очки, седина, идеальная осанка. Живой и цепкий, слегка ироничный, но добрый и теплый взгляд. Консультация прошла на одном дыхании: каждое из сказанных Линой Борисовной замечаний и пожеланий было четким и понятным, я старался все «схватить на лету». Я чувствовал себя «окрыленным» и решил, что если я поступлю, то только в класс профессора Лины Борисовны Булатовой.
После первого прослушивания Лина Борисовна похвалила Романа, выпускника Курганского музыкального училища, обладателя двух «красных» дипломов: «… много хороших ребят, но с исключительным слухом – редкость». Кредо Лины Борисовны: воспитать активную творческую личность, ведь каждый студент уникален, нужно только понять его и развить заложенные в нем таланты.
Любовь Дмитриевна Пыжова, мама Романа
На первом курсе было нелегко. Новые произведения приходилось приносить выученными наизусть – на первый же урок. Требования к объему программы и скорости первоначального разбора также отличались от тех, к которым я привык в детстве. Например, за неделю нужно было выучить 10 сонат Скарлатти или целиком одну из сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена, сюиту Баха или скерцо Шопена. Каждый урок содержал новый объем, новые произведения и требования к качеству - это была хорошая школа. Лина Борисовна была очень требовательной, малейшие ошибки и недочеты не оставались без внимания. Иногда, выходя из класса, я был в шоковом состоянии, и с ощущением полной профессиональной непригодности, задавался вопросом – что же делать?! Это была хорошая закалка, перестройка, переосмысление. Был выбран путь стремления к совершенству, требовательности к себе, самодисциплине. Я приобретал выдержку, выносливость, в общем, все те качества, которых, как теперь понимаю, не хватало в тот период для успешного профессионального обучения и которые помогала выработать Лина Борисовна.
При всей строгости и остроте высказываний, Лина Борисовна (никогда!) не повышала голос. Это имело особый эффект: я старался не допускать повторно совершенных ошибок. Мои уроки у Лины Борисовны по расписанию на протяжении всех семи лет обучения проходили в 9 утра. Профессор всегда приходила намного раньше. И я с первых же занятий понял, что должен приходить в класс до нее. Так, практически ежедневно, с сокурсниками, которые также жили в общежитии, мы к 7 утра приходили в академию заниматься.
Скромность и интеллигентность, работоспособность и порядочность, отзывчивость и требовательность к себе и к окружающим, высокое чувство долга и внимательное отношение к людям - это все о нашем педагоге Лине Борисовне. Я была спокойна все 7 лет, потому что рядом с моим сыном был духовный наставник, советчик, руководитель в выборе жизненной позиции, идейно-нравственных ориентиров, моральных критериев, поведенческих установок.
Любовь Дмитриевна Пыжова, мама Романа
Лина Борисовна на протяжении всех лет говорила о том, что заниматься следует больше, но я вынужден был совмещать учебу с трудовой деятельностью. С первого курса я начал работать в ДШИ № 4 (в настоящее время – ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств «Надежда»). Работать с детьми мне всегда нравилось - с первого же года преподавательской деятельности я старался передать детям те знания, умения и навыки, которым учился у Лины Борисовны. Я буквально впитывал ее педагогические принципы и старался воплощать их на практике. Один из них – уважение к ученику. Это - умение, при всей требовательности и строгости, сохранить с ним доверительные отношения. При этом ученик не замыкается в себе: даже понимая, что где-то что-то недоучено, он не боится идти на урок. Уважение к ученику также проявляется и в том, что мало требовать – нужно много вкладывать, только тогда занятие принесет пользу и удовлетворение.
Так создается авторитет учителя, который зависит полностью от его личности и поведения: эта традиция сохраняется, как бы ни менялось общество.
Лина Борисовна стала Роману и мамой, и папой. Я благодарна ей за терпение, а еще за то, что не дала ему расслабиться, была требовательной. Он очень старался - специальность всегда сдавал на «отлично». И окончил академию, получив «красный» диплом. Профессионализм, высокий уровень мастерства, эмоциональная сила, техническая мощь… - вот оценочные суждения, которые звучали тогда чаще всего. И слова эти адресованы, прежде всего, его педагогу. Все победы, все достижения Романа - это его подарок Лине Борисовне, оценка ее труда, таланта, награда за терпение и мудрость.
Любовь Дмитриевна Пыжова, мама Романа
Еще одно важнейшее качество, которое мне посчастливилось перенять у Лины Борисовны, – любовь к профессии. Я думаю, что без этого невозможно реализоваться в полной мере. Окончив академию и ассистентуру-стажировку, я не стал концертирующим пианистом и лауреатом престижных музыкальных конкурсов. Но, работая в детской школе искусств заместителем директора и совмещая должность с педагогической деятельностью, испытываю огромное чувство благодарности за то, что меня научили любить профессию. Для меня важно, с одной стороны, способствовать совершенствованию и развитию системы художественного образования, работать качественно и профессионально на пользу общества – это моя задача как руководителя. С другой стороны, моя задача как педагога - передать полученный опыт.
В работе с профессионально ориентированными учащимися я также использую один из принципов Лины Борисовны – уметь распознать и раскрыть на практике уникальные профессиональные качества, которые проявляются у учеников часто в том случае, когда им кажется, что учитель требует от них больше их возможностей. Но только так и формируется профессионализм.И этот процесс будет продолжаться, пока в образовательном пространстве остается и передается из поколения в поколение высокая сущность духовной связки «Ученик-Учитель-Родители». Именно она – залог того, что российское музыкальное образование останется нашим брендом, гордостью нации и величайшим достижением культуры.
P . S .
И вот уже следующее поколение талантливых музыкантов демонстрирует творческую результативность духовной преемственности. Сегодня воспитанники Романа Пыжова побеждают на российских и международных конкурсах. В 2017 году его ученик Владимир Обухов поступил в МГК им. П.И. Чайковского на композиторский факультет. В 2018 году Илья Горбунов поступил в АМУ при МГК им. П.И. Чайковского на фортепианное отделение. Это – уже творческие «внуки» Лины Борисовны Булатовой, последователя Елены Фабиановны Гнесиной и Генриха Густавовича Нейгауза.
Традиция продолжается…
Поделиться: