Записки провинциального музыканта
Так называется небольшая по объему, но значительная по изложенному в ней жизненному опыту книга заслуженного работника культуры Республики Татарстан, пианистки и ныне преподавателя казанской ДМШ № 19 Тамары Эммануиловны Савиной. По инициативе руководства школы книга готовится к изданию.

Педагогический стаж Тамары Савиной – полвека, а музыкой она занимается и того дольше – более 60 лет. После окончания Казанской государственной консерватории им. Жиганова 24 года работала в Нижнекамском музыкальном училище им. С. Сайдашева, 20 лет была заместителем директора по учебно-воспитательной и концертной работе в средней специальной музыкальной школе при Казанской государственной консерватории. А выйдя 2 года назад на пенсию, поняла, что неспешная жизнь пенсионерки не для нее, и вернулась к работе – уже педагогом в ДМШ № 19. Причем в свои 70 лет Тамара Эммануиловна, ранее работавшая в основном со старшеклассниками, нацеленными на продолжение профессионального музыкального образования, стала осваивать новое для себя направление – обучение младших школьников «с чистого листа». Она помогает детям, которые, возможно, и не выберут музыку профессией, стать мыслящими, творческими людьми, понимать и любить искусство. Кроме того, Тамара Эммануиловна по-прежнему ведет активную просветительскую деятельность: дает мастер-классы, участвует в городских, республиканских конференциях и является членом жюри различных конкурсов и фестивалей. Она не только музыкант и педагог, она – личность, способная увлечь своих воспитанников любовью к музыке.

«Записки» Тамары Савиной отражают ее знания и опыт. Это афористичные высказывания об окружающем мире, о людях, с которыми ее сводила жизнь, о музыке, педагогике, детях. Написаны они давно, многое с тех пор изменилось. Многое, но не профессиональные принципы автора. Главное, на что опирается Тамара Савина в своей методике преподавания, – это индивидуальный подход к ученику, развитие мышления ребенка, последовательность обучения от простого к сложному.

«Умение самостоятельно мыслить – основа личности, - говорит Тамара Эммануиловна. – Современные образовательные программы для детей и программы повышения квалификации для педагогов с их тестами в основном нацелены на «натаскивание» - умение давать стандартные ответы. Но разве в музыке могут быть стандарты? Например, два музыканта играют одинаково технично, но один оставляет нас равнодушными, а другой – трогает до глубины души. Почему? Считаю, что это напрямую связано с тем, насколько интересен человек как личность. Поэтому важно уйти от шаблонов».

За годы педагогической деятельности Тамара Савина выпустила около 200 музыкантов, многие из которых работают в городах Татарстана, России и за рубежом. Среди них Юлия Киселева, Екатерина Моргунова, Алина Тарханова - лауреаты конкурса фортепианных ансамблей «Брат и сестра» (Санкт-Петербург); Карина Сабитова – лауреат Международного конкурса «Моцарт-вундеркинд» в Австрии, Германии. Любимая ученица Тамары Эммануиловны Лидия Кудрявцева - неоднократный лауреат международных конкурсов в Швеции, Австрии, Германии, Голландии.

Сейчас Тамара Эммануиловна работает над второй книгой. Это уже не записки, а более фундаментальный труд, в котором педагог и музыкант Тамара Савина на основе своего жизненного и профессионального опыта показывает, насколько важную роль играет учитель в жизни ребенка с самого первого контакта - мгновения, когда встретились их глаза. Ведь именно с этой минуты учитель – заложник ожиданий своего воспитанника и должен сделать все, чтобы эти ожидания оправдались.

«И в жизни, и в музыке ничто не начинается, а лишь продолжается…» (Из книги Т.Э. Савиной «Записки провинциального музыканта»)

Поделиться:

Наверх