КУЛЬТУРНЫЙ МАЯК
Впрочем, головокружения от успехов у коллектива нет. «Конечно, нам приятно, - говорит директор школы, советник по культуре главы муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Наталья Бородкина, - но это достижение – очередной и закономерный итог работы коллектива. Мы с самого начала взяли высокую планку и намерены держать ее и дальше. Победа победой, а жизнь продолжается».
Высокая планка» - не фигура речи. Агалатовская ДШИ за 23 года деятельности стала ярким культурным явлением не только района, но и всей Ленинградской области. Школу хорошо знают и в северной столице, и за рубежом. Помимо существующих много лет внутренних конкурсов, здесь проводятся три (!) региональных музыкальных конкурса, проходят мероприятия международного масштаба. Сюда приезжают перенимать опыт директора школ искусств всего региона.
Как же удалось школе, расположенной в поселке с населением около пяти тысяч человек, стать культурным «маяком» для сотен российских ДШИ? В чем секрет?
«Здесь все идеально. Наверное, это редкость, и поверить в это сложно. Но бывают и такие школы искусств. Прихожу сюда, и душа радуется, потому что здесь работают люди, которые очень любят свое дело. Все, больше секретов нет».
Елизавета Бородкина, преподаватель, выпускница школы
Деревня Агалатово впервые упоминается в письменных документах в начале 16-го века. Пять веков стояло между Ладожским озером и Финским заливом, казалось бы, ничем не примечательное поселение. Число жителей росло медленно: лишь в конце 19-го века здесь появилась земская школа. Даже в эпоху Советского Союза Агалатово выросло всего лишь до 1700 человек.
Все изменилось, когда в конце 1980-х из Германии стали выводить советские войска. В Агалатово построили жилье для военнослужащих и их семей, современную общеобразовательную школу, а вот музыкальную не предусмотрели. Собралась инициативная группа, на повестке стоял вопрос - о дополнительном образовании для детей. Решили обратиться к руководству Всеволожского района с просьбой построить в военном городке музыкальную школу, в которой могли бы учиться и все дети поселения. Среди родителей было несколько человек с профессиональным музыкальным образованием, в их числе и Наталья Бородкина. Они, как никто, понимали, насколько важно для развития ребенка учиться музыке. Представлять интересы своих детей перед руководством района родители уполномочили Наталью Ефимовну. В районном отделе культуры ее внимательно выслушали и попросили, выражаясь современным языком, составить бизнес-план. Что и было сделано. Наталья Бородкина предоставила все необходимые документы с расчетами и обоснованием, на что руководство района предложило ей возглавить музыкальную школу: та распахнула свои двери в 1995 году. И… зазвучала музыка!
«Чтобы работать в школе, нужно, прежде всего, любить детей. Когда ребенок будет чувствовать отношение к себе как к личности, только тогда он откликнется на все требования педагога».
Жанна Дьяконова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ШКОЛА – НАШ ВТОРОЙ ДОМ
Комиссия конкурса «50 лучших детских школ искусств» все позиции рассматривала детально и подробно: количество и качество проведенных культурно-просветительских мероприятий, реализованные программы, используемые инновационные методики преподавания, достижения учащихся. В том числе оценивали оборудование учебных кабинетов и материальную базу школы. «Условия в школе должны быть соответствующие, - говорит Наталья Бородкина, - ведь школа для ребенка - второй дом».
Эта ставшая расхожей фраза оживает и заново обретает смысл в агалатовской школе искусств. Педагогический коллектив школы видит свою миссию не только в образовательной функции. Здесь понимают: все, что окружает ребенка, так или иначе влияет на него, каждый день, каждый час, каждую минуту идет беспрерывный процесс воспитания – культуры, личности, человека. Поэтому все в школе: пространство, атмосфера, общение педагога с учеником - устроено так, чтобы ребенок чувствовал себя как можно более комфортно. Зоны отдыха с уютными диванами, музей, «Книжкин уголок», красивый выставочный зал; всегда открытые двери учительской, где в свободное от занятий время дети могут делать домашнее задание или играть на фортепиано; чириканье попугайчиков в гардеробе – все это делает ДШИ больше, чем школой. Это в прямом смысле второй дом, откуда не хочется уходить. Вот и идут сюда дети - с радостью.
За достигнутые успехи школа включена в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России». В 2010-м и 2014-м гг. школа удостоена звания победителя областного конкурса «Звезда культуры» в номинации «Лучшая сельская школа искусств Ленинградской области».
Сегодня в школе обучаются около 500 детей от 3 до 16 лет на отделениях музыкального, изобразительного, хореографического, театрального искусства, раннего эстетического развития и подготовки к школе. Преподавание идет по общеразвивающим и 8-ми(!) предпрофессиональным программам. Программы сложные, но осваивая их, дети получают крепкие знания и реальные навыки. В школе сложились успешные творческие коллективы: хоры «Радуга» и «Гармония», фольклорный ансамбль «Жаворонки», хореографические ансамбли «Арабеск» и «Неваляшки», ансамбль скрипачей «Скерцо», театральная студия «Жар-птица», вокальный ансамбль «Солнышко».
Чтобы стать частью коллектива агалатовской школы искусств, ребенок должен пройти прослушивание и поступить на конкурсной основе. Впереди его ждут годы учебы в школе, имя которой стало гарантом качества.
В 2014-м году за вклад в эстетическое воспитание и развитие творческих способностей подрастающего поколения школа награждена Почетным дипломом Губернатора Ленинградской области. В 2014-м и в 2015-м гг. агалатовская ДШИ стала победителем Федерального конкурса «100 лучших школ России».
МИР БЕЗ ГРАНИЦ
Три года назад школа праздновала 20-летие, и в качестве символического жеста в небо была выпущена огромная связка разноцветных шаров, на каждом надпись: «Агалатовской школе – 20». Через две недели по электронной почте пришло письмо от эстонского художника Калле Калласа, на чей двор приземлились шары, пролетев более 500 километров. Художник поздравил школу с юбилеем и прислал подарок: он вырезал из каждого шара кусочек и составил из них коллаж в виде связки воздушных шаров, которая отныне хранится в школьном музее и является ярким примером того, что искусство объединяет людей.
Этот эпизод - не просто красивая подробность, это иллюстрация, характеризующая стиль жизни школы. Ведь здесь учатся не просто ради учебы: весь огромный мир, простирающийся далеко за пределы Агалатово, становится для воспитанников школы культурным пространством, в которое они вписываются легко и органично.
За годы работы школа вырастила 629 лауреатов районных конкурсов, 53 лауреата областных конкурсов, 64 лауреата региональных конкурсов, 64 лауреата всероссийских конкурсов, 265 лауреатов международных конкурсов, 1 стипендиата Министерства культуры РФ, 16 стипендиатов Комитета по культуре Ленинградской области, 15 стипендиатов администрации МО «Всеволожский муниципальный район», 20 выпускников удостоены именной премии главы администрации Всеволожского района, 10 учеников включены в общероссийскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».
Школа организует и проводит в течение многих лет конкурсы различного масштаба. Прежде всего, это конкурсы районные: конкурс детского творчества «Будущее России глазами детей», хоровой фестиваль-конкурс «Когда душа поет», благотворительный конкурс детского художественного и декоративно-прикладного творчества «Пасхальная открытка». Но особенно гордится педагогический коллектив тем, что на базе их школы проходят такие яркие культурные мероприятия, как региональный конкурс юных пианистов «Искусство ансамбля», региональная олимпиада по сольфеджио, а с этого года и межрегиональный фестиваль-конкурс музыкального творчества «Романтики Балтийского моря». Именно сюда, в Агалатово, для участия в конкурсах приезжают музыканты из различных городов и поселков Ленинградской области, многих школ Санкт-Петербурга, Москвы.
СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР РОМАНТИЗМА
Проведение «Романтиков Балтийского моря» в этом году ознаменовалось открытием в школе российско-финляндской фотовыставки «По следам Самули Паулахарью». Это - известный финский этнограф, который в начале прошлого столетия проехал на велосипеде по Ингерманландии (так раньше называлась Ленинградская область), собрал богатый этнографический материал и сделал множество фотографий, которые и были представлены вниманию гостей. Интересно, что снимки, сделанные век назад, дублировали современные фотографии тех же мест. Проведение выставки в России стало возможным благодаря сотрудничеству агалатовской ДШИ и Фонда памяти Моозеса Путро (Финляндия).
В школе давно стали нормой мастер-классы, концерты и творческие встречи с известными музыкантами, артистами театра и кино, композиторами, поэтами, художниками. Добрыми друзьями школы стали профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, лауреат конкурса им. П.И. Чайковского Владимир Мищук; финский композитор, профессор Академии им. Я. Сибелиуса Харри Вессман. В конце ноября в концертном зале школы искусств звучали шедевры камерной вокальной и фортепианной музыки, русские романсы, арии из опер в исполнении заслуженного артиста России Сергея Форостяного (фортепиано) и лауреата международных конкурсов Кирилла Попова (бас-баритон).
«Школа продолжает развиваться. Здесь интересно работать. Я бываю на мастер-классах, где мы с коллегами общаемся - каждый рассказывает о своей школе. Я говорю о нас, не приукрашивая, но коллеги удивляются и даже не всегда верят».
Алина Сладковская, преподаватель
Отличительная особенность школы – информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». В феврале 2019 года школа отметит 5-летие сотрудничества с Государственным Русским музеем. Это в очередной раз демонстрирует незаурядные способности руководителя школы налаживать взаимовыгодные связи: в рамках Соглашения о сотрудничестве Русский музей передал школе уникальные компьютерные программы, которые вошли в образовательный процесс. И, конечно же, проект состоялся благодаря техническому оборудованию школы: компьютерное оснащение такого уровня есть у считаных ДШИ страны. Виртуальный филиал Русского музея в Агалатово позволяет воспитанникам школы ближе познакомиться с крупнейшими коллекциями русского изобразительного искусства, больше узнать о культуре и истории России, и это - новые возможности для реализации творческого потенциала как учеников, так и преподавателей школы.
В феврале 2019 года планируется подписание Соглашения о сотрудничестве с Санкт-Петербургским Хоровым училищем им. М.И. Глинки, что даст школе новый виток развития.
«Это ее целеустремленность, ее способность мыслить на развитие. Все в школе делается ее волей и фантазией. Я имею в виду Наталью Ефимовну, директора».
Яна Сигиневич, преподаватель
РАСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА
Так называется документальный фильм, снятый об агалатовской школе искусств петербургским режиссером, автором многочисленных игровых и документальных лент Алексеем Волынским. В течение двадцати минут на глазах зрителя раскрывается, подобно цветку, душа школы. Она - в горящих глазах и наполненных благодарностью друг к другу словах учеников, преподавателей, директора. Случайных людей здесь нет, все увлечены, полны энтузиазма.
«По большому счету, мы учим тому, как стать человеком, - говорит Наталья Бородкина. – Через умение видеть вокруг себя красоту, как бы пафосно это ни звучало… Но иначе не скажешь: да - мы растим души».
На снимках: Участники хора «Радуга» после выступления в областном конкурсе «Славься, Отечество»; фольклорный ансамбль «Жаворонки»; коллектив Агалатовской ДШИ
Поделиться: