АРХИВ
26.11.2014
ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИЯ О РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Проходящая реформа вызывает массу вопросов и споров по всей стране. Может ли за сменой формулировок и понятий стоять цель развалить академическое образование, которое считается одним из самых сильных в мире? К разговору приглашается В.В. Лисенков, заслуженный работник культуры РФ, директор МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Пскова.

Заслуженный работник культуры РФ В.В. Лисенков – выпускник Горьковской консерватории, дирижер хора. На посту директора 47 год: в 19 возглавил музыкальную школу в одном из районов Псковской области, через 6 лет открыл в Пскове ДМШ № 3, реорганизованную впоследствии в МБОУ ДОД «Детская школа искусств». В 2006 г. псковская ДШИ стала победителем конкурса «Детские школы искусств – достояние Российского государства», а ее учащиеся ежегодно становятся лауреатами престижных конкурсов, в т. ч. мега-проекта «Одаренные дети и молодежь». Это единственное учебное заведение в крае, где есть два образцовых коллектива: концертный хор «Гармония» и хореографический ансамбль «Бусинки». Школа искусств фактически объединяет несколько школ – музыкальную, хореографическую, театральную, художественную, а также отделение начального эстетического воспитания. Программа обучения продумана до мелочей, поэтому выпускникам школы, зачастую минуя среднюю ступень, сразу удается поступить в престижный художественный вуз. (Для того, чтобы на вступительных экзаменах в университет ребята справились с «Головой Давида» Микеланджело, была приобретена эта копия.) ДШИ организует выставки и музыкально-хореографические композиции, в которых воссоединяются все отделения школы, во многих городских учреждениях культуры. Именно в эту школу – жемчужину и гордость Пскова – приводят иностранные делегации на экскурсию: заглянуть в музыкально-художественный салон, в тематически оформленные классы, пройтись по лестницам, украшенным фресками и витражами...

– Виктор Васильевич, первый вопрос практический. Необходимо ли создание такого экспертного совета, в котором смогут принять участие не только чиновники и деятели культуры, но и директора и педагоги школ искусств?

– Да, такая рабочая группа необходима и возможно уже создана. Но проблема реформ, на мой взгляд, заключается в том, что все они инициируются сверху и осуществляются революционным путем, отрицая опыт, а следовательно – разрушая стройную систему в обучении. Отправив музыкальные школы в дополнительное образование, порушили цепочку трехступенчатого музыкального образования, где ДМШ – начальное звено. Тем самым лишили систему фундамента. А теперь пытаемся воссоздать его путем введения предпрофессиональных программ, не подкрепив федеральным финансированием.

– Какие проблемы таит переход на предрофессиональные и развивающие программы на деле?

– Во-первых, разделение первоклассников на «белых» и «черных» является дискриминацией вторых. Какой инструмент можно освоить по общеразвивающей программе за 3–4 года? Разве лишь синтезатор. И где гарантия, что поступивший на 7-летнюю предпрофессиональную программу первоклассник проявит должную работоспособность и целеустремленность? Ведь существует в отвергнутой семилетней программе практика разделения учащихся в пятом классе по итогам аттестации на перспективные группы и группы общего развития. Следовательно, и логичнее проводить зачисление на предпрофессиональные программы в пятом классе...

– Как это может сказаться на взаимоотношениях «педагог–ученик»?

– Сравните: учитель-старейшина-аксакал – ученики и современное: исполнитель образовательной услуги – потребители…

– Как вы оцениваете динамику хорового исполнительства на Псковщине?

– В 1970-е правление Псковского хорового общества совершило открытие, что первый всероссийский певческий праздник состоялся в 1911 году –именно в Пскове. Регулярно раз в пять лет мы проводили грандиозные хоровые форумы с многотысячным сводным хором. Я был главным дирижером детского сводного хора, исполнялись произведения акапелла, в сопровождении фортепиано или оркестра. В 2011 году в честь 100-летия первого певческого праздника пели уже под минус, а в этом, 2014-м «пела» сама фонограмма. Это прогресс? Боюсь, что следующий праздник песни состоится в виртуальном пространстве. Кстати, президент видит эту проблему и предложил создать хоровые общества в регионах. На местах, в том числе и в Пскове инициативу поддержали и отчитались. К счастью, хоровое пение в Пскове ушло в церкви, где и сохранилось.

– Какого, на ваш взгляд, будущее у российской музыкальной школы?

– Русский человек (а я считаю русскими тех, кто думает на русском языке) научился обходить острые углы закона, в том числе и в художественном образовании: это и родительская плата, и различного рода эксперименты с новыми программами, и многое другое. И дай нам Бог успешно противостоять будущим «ляпам сиих изобретателей».

В условиях отсутствия федерального финансирования и хронического недофинансирования из муниципального бюджета единственной перспективой вижу реорганизацию музыкальной школы в школу искусств с открытием хореографического, художественного и театрального отделения, что формально снизит средний показатель стоимости обучения одного ученика и на музыкальном отделении. И еще плюс – наличие всех четырех видов искусств в образовательной организации обогащает учебный процесс на каждом отделении, а интеграционные процессы объединяют учеников и Учителей в единую школу Творчества.

– Что вы думаете о нынешней реструктуризации отрасли в целом?

– Приведу пример: 70-е годы стали расцветом культуры города Пскова. Буквально каждое предприятие считало своим долгом создать самодеятельный хор. За несколько лет к двум существующим школам – музыкальной и художественной прибавилось четыре, а в управлении культуры работало только два человека – начальник и секретарь! А сейчас?..

– Столь резкие суждения не страшат вас?

– Кстати, я понял почему вы сфотографировали меня на фоне Давида: один победил Голиафа, другой всю жизнь борется с обстоятельствами и людьми, о которых президент сказал: «Если сложить двух полудурков…». Слукавлю, если скажу «нет», однако за музыкальную державу обидно! У меня есть защита – мой возраст. Позволю перефразировать строчку: «Мои года – моя защита».

А 40-летие школы мы отметим в БКЗ Псковской филармонии программой «Юбилейные фантазии на тему «Школой очарованы…», где с сачком для ловли бабочек и в панаме выйду с крылатой фразой: «А што это вы здесь делаете?». Затем состарившийся персонаж передаст эстафету юному актеру и споет песню о том, что и он школой очарован.

Фото автора

Поделиться:

Наверх