АРХИВ
31.01.2018
ЧЕЛОВЕК С АККОРДЕОНОМ
Произнеси эти слова в Прибайкалье, всякий тут же подхватит: «Это Александр Чудновский». Потому что нет здесь такой концертной площадки, где бы он не выступал, нет уголка, где бы не знали его имя. Но вволю поездил артист-виртуоз и по другим регионам Сибири, по России, не раз представлял страну за рубежом.

Он работает в Иркутской филармонии с того самого момента, как окончил Красноярский государственный институт искусств. Вернулся домой, открыл двери дома бывшего Общественного собрания на улице Дзержинского – и ни разу за 30 лет не изменил своему выбору. Вместе с родной филармонией рос, развивался, завоевывал публику. И сегодня оба представляют собой незаурядное явление. Концертная организация стала одной из самых видных в России – проводит международные фестивали, нетривиальны концертные акции, имеет в штате сильную артистическую команду (только один факт: ее Губернаторский симфонический оркестр две недели назад выступал в знаменитейшем зале Европы – венском Musikverein). А музыкант Чудновский стал одним из самых узнаваемых лиц Иркутской филармонии, звездой Восточной Сибири и поистине народным любимцем.

КЛАССИКА, ДЖАЗ, ПОП – ЛЕГКО!

20 января состоялся творческий вечер артиста под названием «Человек с аккордеоном», которым он подвел итог своей 30-летней работы в Иркутской филармонии и отметил личную дату – 55-летие.

В программе вечера значилось немало известных иркутянам имен. Александр Чудновский собрал тех музыкантов, с которыми много сотрудничает, тем самым напомнив публике о разных сторонах своей деятельности. Так, в одном ряду оказались фольклорный ансамбль «Красная горка», струнный квартет Иркутской филармонии, джазмены старой и новой волны – ансамбль мэтров «Доктор Джаз» и молодежный коллектив Jazz Friends. Уже одно перечисление этих коллективов говорит о широте музыкантских интересов Чудновского. А есть еще такие жанровые сферы, которые, за ограниченностью времени, не нашли отражения в программе вечера, но к которым давно прикипело сердце музыканта.

Речь о танго и популярной музыке. Завораживающе-терпкому танцу он посвятил целую программу из сочинений Астора Пьяццоллы, которая всюду имеет невероятный успех. А популярная музыка не так давно стала одной из героинь еще одного сольного вечера мастера, которому он дал название «Бело-черное удовольствие» (по ассоциации с цветами клавиатуры любимого инструмента). Тогда целое отделение было посвящено музыке из знаменитых кинофильмов, написанной Мишелем Леграном, Владимиром Косма, Александром Зацепиным, а также композициям из репертуара Эдит Пиаф (одна из которых так и называется – «Аккордеонист»), Элвиса Пресли, Пола Маккартни…

Но если в России он любит играть музыку мира самых разных жанров и стилей, то за рубежом Александр Чудновский предпочитает представлять русскую народную и популярную отечественную музыку. И тут уже в его репертуаре правят Дунаевский, Соловьев-Седой, Хренников, Гладков, а тон задают русские плясовые и лирические мелодии, одну из которых иркутский аккордеонист выделяет особо, считая своей визитной карточкой, – это русская народная песня «Ой, да ты, калинушка» в обработке Ивана Паницкого.

ВИРТУОЗ И ШОУМЕН

Чудновский не из тех, кто идет по проторенной дорожке, опасаясь сделать шаг в сторону. И об этом свидетельствуют не только его программы, в которых рафинированный Скарлатти может соседствовать со «священным монстром джаза» Гальяно. Он работает со студией бальных танцев «Голубой Байкал» – потому что любит танго, а здесь его умеют танцевать. Держит связи со многими детскими творческими коллективами – куда бы ни поехал с концертами, везде, как правило, проводит мастер-классы для ребятни. Особая статья – совместные проекты музыканта и студии песочного шоу «Кассиопея», в которых реализуется интерес Александра Чудновского к современным шоу-технологиям.

Не всякий исполнитель обращает внимание на концертный антураж, предпочитая сосредоточится на качестве исполнения. А Александру Валерьевичу важно все. Он виртуоз, для которого, на первый взгляд, не существует никаких технических трудностей. Но это именно на первый взгляд. За видимой и слышимой легкостью – постоянный труд, помноженный на талант и на то особое свойство, которое присуще этому музыканту. «Он как будто родился с аккордеоном и с аккордеоном не боится ничего», – говорят о нем. При этом ему далеко не все равно, как будут выглядеть его программы с точки зрения целостного восприятия.

А потому Чудновский идет со своими идеями к соратникам по оригинальным проектам (в числе которых и его сын Захар, обеспечивающий видеоряд концертов отца), к друзьям по артистическому цеху, к руководству филармонии. И вместе они делают все, чтобы эти программы были тематически разнообразны, интересны по композиции, зрелищны и не без сюрпризов. Прибавить сюда личную харизму Александра Валерьевича, его неподражаемый артистизм, благодаря которым у каждого в зале создается впечатление, что играет музыкант лично для него, – и становится понятно, почему публика не может не отозваться душой и сердцем на его творчество.

На снимке: А. Чудновский

Поделиться:

Наверх