АРХИВ
28.02.2018
СЕКРЕТ БОЛЬШОГО УСПЕХА
Оркестр русских народных инструментов «Калейдоскоп», объединивший коллективы двух музыкальных школ Москвы, готовится отметить первый юбилей

В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ

История уникального коллектива началась в 2008 году. В содружестве ДМШ им. Э. Грига и ДМШ им. Б.А. Чайковского родилась идея объединить оркестры народных инструментов в один концертный коллектив. Нестандартный шаг оказался перспективным: двойной состав – это сразу 60 оркестрантов, из которых всегда можно набрать 45 детей для поездки на очередной конкурс или концерт, это яркое и мощное звучание, это разнообразие тембров и динамических оттенков, наконец, это большая и дружная семья. Коллектив возглавляет директор ДМШ им. Э. Грига почетный работник культуры города Москвы Ольга Михайловна Фомина вместе с преподавателем ДМШ им. Б.А. Чайковского почетным работником культуры города Москвы Светланой Александровной Рудаковой и концертмейстером Михаилом Владимировичем Ямолдиным, а местом репетиций является концертный зал ДМШ им. Б.А. Чайковского.

БУДНИ, СТАВШИЕ ПРАЗДНИКОМ

Свое первое десятилетие оркестр «Калейдоскоп» встретил в звании Ведущего творческого коллектива города Москвы. Казалось бы, красноречивый показатель успеха, высоких достижений, признания у публики. Но стоит заглянуть на репетицию, и сразу становится ясно: главный стимул для юных музыкантов – отнюдь не высокие награды. Репетируют по субботам, многим приходится проехать пол-Москвы, чтобы два с половиной часа посвятить созданию выразительных, почти «осязаемых» образов, например, превращению «Малагеньи» Э. Лекуоны в яркую сцену испанской корриды или «Постлюдии» С. Плеханова в картины Ветхого Завета.

Дети не всегда понимают абстрактный музыкальный язык. За каждой темой, каждой фразой, каждым крещендо или диминуэндо должна рождаться ясная картина. Все смены настроения необходимо прочувствовать, исходя из своего жизненного опыта. И в этом руководители проявляют себя как настоящие виртуозы. Наблюдать за работой такого коллектива очень интересно. Здесь, безусловно, присутствует дисциплина, но нет принуждения, муштры. Только живой отклик, только готовность пойти за своим дирижером. «Когда я встаю перед оркестром, – рассказывает О.М. Фомина, – мне кажется, что я чувствую его кончиками пальцев, и только от меня зависит, как этот живой инструмент ответит мне. Так, наверное, пианист ощущает клавиши рояля».

Инструментальный состав оркестра разнообразен: традиционные домры и балалайки дополнены большой группой баянов и аккордеонов, рядом с флейтами присутствуют кларнеты. Фольклорные краски добавляют жалейка, рожок, свирель. Однако больше всего поражает полный арсенал ударных, с которым виртуозно справляются сразу семь (!) юных музыкантов. Литавры, барабанные установки, ксилофон, колокольчики – практически набор взрослого профессионального коллектива, что дает возможность бесконечного разнообразия звуковых красок в любой аранжировке.

Кстати, об аранжировках: О.М. Фомина делает их сама, благодаря чему дети играют музыку Э. Грига, А. Дворжака, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Пьяццоллы, А. Бабаджаняна. А Cлавянский танец As-dur А. Дворжака (обязательное произведение конкурса Young Prague) в исполнении оркестра «Калейдоскоп» признан жюри лучшим среди девяти симфонических оркестров! «Мы должны исполнять не только обработки народных песен, но и классические произведения. Они лучше всего воспитывают и развивают детей», – убеждена Ольга Михайловна. Впрочем, современная музыка и легкие эстрадные пьесы так же органично вошли в репертуар «Калейдоскопа». Стоит ли удивляться, что концертные программы коллектива неизменно собирают аншлаги и не дают публике скучать.

ПРИЗНАНИЕ

За 10 лет работы коллектив провел более 300 концертов, завоевал уже 50 лауреатских дипломов на конкурсах различного уровня и получил приглашение на фиксацию результатов в Книге рекордов Гиннесса. В копилке достижений – золотые медали Международного конкурса оркестров и хоров Young Prague (Чехия), Гран-при 63-го и 65-го Международных фестивалей оркестров и ансамблей в Неерпельте (Бельгия), дипломы лауреатов Международных конкурсов в Вене (Австрия) и Камчии (Болгария). Серьезным испытанием для коллектива стал VI Всероссийский конкурс оркестров и ансамблей русских народных инструментов им. Н.Н. Калинина. «Калейдоскоп» успешно преодолел два этапа, был награжден дипломом лауреата и участвовал в заключительном концерте на сцене РАМ им. Гнесиных. Помимо Москвы, оркестр побывал в Казани, Сочи, Ржеве, Иваново, Ярославле, Вологде. В ближайших планах – третья поездка в Санкт-Петербург на конкурс, который проводится в рамках Международного культурного форума.

Нести праздник людям – вот главная идея «Калейдоскопа». Им мало сыграть хорошо, надо непременно вовлечь публику в свой художественный мир. Только тогда слушатели вместе с музыкантами начинают плакать или смеяться, задумываться о жизненных проблемах или наслаждаться легкостью бытия. «Я никогда не выучиваю раз и навсегда установленный порядок динамических волн, кульминаций, эмоциональных подъемов и спадов. Гораздо интереснее и мне, и детям создавать концепцию прямо на сцене», – продолжает раскрывать секреты мастерства Ольга Михайловна. Вот так и возникает удивительный эффект живой музыки, рождающейся здесь и сейчас в результате эмоциональной связи дирижера и исполнителей. Именно она делает каждое выступление «Калейдоскопа» запоминающимся и неповторимым.

НАВСТРЕЧУ ЮБИЛЕЮ

Десять лет – возраст еще совсем юный, но для коллектива это важный рубеж, который говорит о состоятельности проекта. Юбилейный концерт станет для юных участников еще одним испытанием на прочность. Уже несколько месяцев «Калейдоскоп» репетирует новое, по-настоящему «взрослое» произведение – «Пляску смерти» К. Сен-Санса. Завораживающую поэму, которая звучит семь минут, очень редко исполняют детские коллективы. Тем более интересно, какое творческое прочтение найдут для нее руководители оркестра. Кроме того, оркестр вспомнит свои лучшие аранжировки, например «Ноктюрн» А. Бабаджаняна, и выступит вместе с солистами. В качестве гостей здесь ждут друзей из Института музыки им. А.Г. Шнитке и РАМ им. Гнесиных.

Еще один сюрприз – внушительный состав оркестра (80 человек!): к сегодняшним оркестрантам присоединятся выпускники разных лет. Крепкие узы оркестровой семьи не отпускают многих из них. Они не выбрали музыку своей профессией – учатся в вузах, работают в международных компаниях и даже запускают ракеты в космос. Но, как только появляется возможность, приходят на репетиции, чтобы, как в детстве, взять в руки инструмент и снова создавать удивительные музыкальные «истории» вместе с новым поколением оркестрантов.

И, НАКОНЕЦ, СЕКРЕТ

В нашем общении с руководителем коллектива остался только один вопрос – о названии. В самом деле, почему «Калейдоскоп»? «Обычно народным оркестрам дают более «лирические» имена, например «Родные просторы», «Мелодия». Но они не подошли, – рассказывает о результате своих долгих поисков О.М. Фомина. – Только название «Калейдоскоп» смогло объединить разнообразие характеров, богатую палитру тембров, обширный разноплановый репертуар».

Но самое главное – в нем выразилась сама суть творческого процесса: быть всегда разными, не повторяться, объединять эмоциональный контакт и сюжетную интерпретацию, искать новые исполнительские решения и образные трактовки и, конечно, дарить праздник себе и своим зрителям.

На снимке: Оркестр «Калейдоскоп», 2016 год

Поделиться:

Наверх