Обращение Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств
Школа искусств - это школа-транслятор знаний, умений, навыков традиционной художественной культуры или школа художественного творчества? На наш взгляд, эпоха массовой трансляции себя исчерпала и разворачивается новый этап – этап массового творческого образования и развития. Новым целям должны соответствовать новые задачи, средства, формы, инструментарий, инновационные педагогические, методические, управленческие и технологические поиски и подходы.
25 августа 2008 г. распоряжением
Между тем, Стратегия национальной безопасности России, подписанная Президентом РФ 12 мая 2009 г., определяет, что главным условием процветания страны должно явиться создание национальной инновационной системы развития. Есть в Стратегии и другое ценное положение о том, что укрепление национальной безопасности в сфере культуры, в частности, обеспечивается организацией массового дополнительного художественного образования и достаточным уровнем его оснащенности ресурсами. В самом деле, вне инновационного вектора развития долгосрочное успешное социально-экономическое существование традиционного художественного образования невозможно.
Сопоставление обоих тезисов Стратегии национальной безопасности России приводит к важнейшему выводу: массовое дополнительное художественное образование следует развивать, прежде всего, в том инновационном направлении, поддержка которого гарантирована всеми необходимыми ресурсами в приоритетном режиме. И это тем более необходимо, что инновационная база системы отечественного художественного образования в настоящее время пребывает на крайне низкой отметке развития, а большинство действительно инновационных возможностей остается вне поля зрения системы.
Однако уже сейчас в большинстве регионов страны полным ходом форсируется введение новых условий оплаты труда педагогических работников и перевод детских школ искусств на новые условия хозяйствования. Минкультуры и Госдума РФ ведут активную подготовку кардинальной ревизии федеральных законов о культуре и об образовании. Одновременно «на местах» фактически сокращается и без того скудное бюджетное финансирование детских школ искусств. Судя по всему, к моменту законодательного оформления запланированной консервации уникальная национальная система художественного образования будет в изрядной степени унижена, ужата, секвестирована и приспособлена к дальнейшему «развитию» в рамках означенной тенденции. Знаменательно, что все это происходит без участия общественных педагогических и межшкольных ассоциаций. В результате нам опять предпишут те правила жизни (точнее – доживания), которые не имеют ни малейшего отношения ни к жизненно важным, ни к общественно значимым перспективам совершенствования отечественного художественного образования.
В июне 2009 г. Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств (НАИ) провела Девятую общероссийскую конференцию «Инновационное развитие художественного образования в интересах духовно-творческого преображения России». Участники конференции отметили, что НАИ располагает серьезным многолетним опытом реальной защиты жизненно важных интересов государственно-муниципальной сети детских школ искусств и других учреждений дополнительного и профессионального художественного образования. Конференция ознакомилась с достижениями, представленными рядом инноваторов художественного образования России (ХОР), а также с основательным пакетом опубликованных в специализированной печати собственных разработок НАИ о стратегическом подходе, основных принципах, практических формах, методах, технологиях, вариантах и механизмах решения проблем, связанных с организацией инновационного развития ХОР, и приняла Программу действий НАИ, направленных на поддержку инновационной стратегии развития.
Для того чтобы осуществить намеченную программу, ассоциация считает необходимым дополнить свои ряды теми организациями, учреждениями, отдельными лицами, которые не только имеют дело с художественным образованием (от органов управления до образовательных учреждений) или сотрудничают с ним, но и глубоко заинтересованы в стабильном, уверенном и инновационном развитии всей этой системы и отдельных ее элементов и готовы содействовать такому развитию совместно с другими членами НАИ и ее сподвижниками. В числе последних можно назвать Российский профсоюз работников культуры, Международную академию информатизации при ООН, Международную академию музыкальных инноваций, Международную ассоциацию электронной музыки, творческие союзы - Союз композиторов России, Союз художников России, Союз дизайнеров России, Союз фотохудожников России, а также общероссийские общественные организации «Одаренные дети» и «Балакиревское движение за творческие права детей», Межрегиональную общественную организацию «Ассоциация «Классическое наследие», три общероссийских специализированных информационных издания, Институт художественного образования Российской академии образования; Московский государственный педагогический университет, Тверской областной государственный университет, Государственный гуманитарно-прикладной институт, Курсы повышения квалификации и переподготовки при Московском государственном университете культуры и искусств и др.
Именно поэтому НАИ предлагает учесть те выгоды, которые получает каждое учебное заведение и система художественного образования в целом, и войти в ряды нашей ассоциации.
Члены НАИ могут рассчитывать:
1. на поддержку в представлении и продвижении
- своих талантливых инноваторов – педагогов и администраторов,
- своих инновационных учебных заведений,
- своих воспитанников - юных талантов;
2. на публикацию информации о своей инновационной деятельности в органе печати федерального уровня при условии рекомендации со стороны совета экспертов НАИ;
3. на размещение своих инновационных материалов на сайте НАИ;
4. на организацию совместных акций, направленных на недопущение ликвидации – под любыми предлогами и в любых формах - ДШИ и сокращения в них числа учебных мест;
5. на направление обращение НАИ в Правительство РФ, региональные органы власти, профсоюзные органы с ходатайством о поощрении инноваторов;
6. на постоянное осуществление совместного с другими членами НАИ согласованного представительства и защиту коренных интересов системы художественного образования на федеральном уровне;
7. на организацию обмена оперативной информацией и деловое общение инноваторов на сайте НАИ;
8. на консультации по правовым, управленческим, социопсихологическим и педагогическим проблемам при условии заблаговременно предоставленной информации по существу дела;
9. на необходимую поддержку в представлении и продвижении практического опыта, методик и пособий в области:
- поликультурного художественного образования,
- полихудожественного образования,
- полипрофессионального художественного образования,
- междисциплинарного художественного образования,
- художественного образования с использованием основ теории развивающего обучения,
- создания и освоения таких новых направлений художественного образования, которые диктуются новыми потребностями современной культуры,
- информатизации художественного образования,
- дистантного художественного образования,
- осуществления в художественном образовании проектно-творческого подхода,
- разработки кластерных форм художественного образования,
- диверсификации деятельности учреждений художественного образования,
- управления системой учреждений художественного образования,
- управления учреждениями художественного образования,
- привлечения внебюджетных источников финансирования деятельности учреждений художественного образования,
- расширения сферы деятельности и упрочнения социального статуса учреждений художественного образования;
10. на поддержку и направление со стороны НАИ мотивированных запросов в соответствующие органы власти:
- о финансировании образовательных учреждений (ОУ), ведущих или планирующих вести инновационную деятельность,
- о ремонте зданий подобных ОУ,
- о приобретении для них учебного оборудования и информационных средств обучения,
- об увеличении числа ДШИ, новых специализаций и учебных мест;
11. на то, что будет начата работа по организации федеральных (независимых) общественных опытно-экспериментальных учебно-проектных образовательно-инновационных площадок в целях их использования в качестве базовых для проведения курсов НАИ и активного распространения во всех регионах РФ разнообразного инновационного опыта в области художественного образования;
12. на предоставление членам НАИ залов для проведения при условии заблаговременного согласования концертов, спектаклей, выставок, творческих и педагогических встреч, мастер-классов и др. мероприятий в гг. Архангельске, Волгограде, Казани, Москве, Твери, Тольятти, Царском Селе и др.
Кроме того, за счет дополнительных пожертвований членов НАИ для этих жертвователей ассоциация может обеспечить:
- публикации научно-практических работ инновационной направленности в ежегодных сборниках-альманахах, выпускаемых НАИ,
- независимую экспертизу проектов, инноваций, экспериментальной деятельности,
- участие своих представителей в лицензировании, аттестации (при условии согласования с местными органами управления образованием),
- организацию и проведение научно-прикладных исследований по тематике заказчика,
- организацию и проведение проектно-творческих образовательных курсов, семинаров, мастер-классов и др. для педагогов искусств и менеджеров художественного образования,
- разработку, поддержку и участие в продвижении проектов правовых и хозяйственных актов исполнительной и законодательной власти в области художественного образования,
- помощь в организации и проведении фестивалей, конкурсов, выставок, ярмарок и др. творческих акций межрегионального и общероссийского масштабов,
- помощь в организации детских и педагогических плановых культурно-образовательных экскурсий, путешествий, предусматривающих различные творческие встречи и гастроли,
- дополнительные публикации инновационной направленности в центральной специализированной прессе.
Рекомендуем также ознакомиться с уставом ассоциации на сайте НАИ.
Будем действовать вместе в наших общих интересах. Объединив силы, мы сможем учиться друг у друга многим полезным и новым вещам. Мы сможем реально отстоять права детей, системы художественного образования и своего собственного учреждения. Тому порукой - приоритеты Стратегии национальной безопасности России, поддержка Президента РФ и наше стремление к обновлению и расцвету российской системы художественного образования.
Как войти в состав НАИ?
Для этого надо в письменном виде обратиться в Правление НАИ с соответствующей просьбой и подтвердить согласие с уставом НАИ. Обращение юридического лица следует заверить печатью и подписью руководителя данного учреждения (организации) с указанием его фамилии, имени и отчества. Нужно указать банковские реквизиты, а также главные сведения об учреждении (организации). Не забудьте сообщить свои контактные – почтовые, электронные - адреса, телефоны с междугородним кодом связи и т.д.
Вступительный взнос в размере 1500 рублей (для отдельных физических лиц – 200 руб.) следует отправить на расчетный счет НАИ.
Взносы и вклады перечисляются на следующий расчетный счет: Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств. ИНН 7721112105 КПП 772101001. Наименование банка: Сбербанк России ОАО, Лефортовское ОСБ № 6901/0845 г. Москва.
Расчетный счет 40703810138240100133 БИК 044525225 к/с 30101810400000000225. Обязательно следует указать: «вступительный взнос».
Копии платежных поручений и дополнительные запросы также могут быть переданы в НАИ по тел/факсу: (495)-709-26-33, (495)-709-14-42.
Кроме того, следует учесть, что члену ассоциации, вошедшему в состав НАИ в 2009 году, начиная с 2010 года предстоит вносить ежегодный членский взнос (в настоящее время его размер равен величине вступительного взноса).
Сайт Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств (НАИ): www.nai-inform.ru
E-mail: nai-inform@rambler.ru
Почтовый адрес: 109518, Москва, Грайвороново 90-А-2-51, исполнительному директору НАИ. Телефоны НАИ для устных справок: (495)–709-20-02; 709-14-32.
Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств готова сотрудничать со всеми заинтересованными юридическими и отдельными физическими лицами.
Выписка из решения Девятой общероссийской конференции «Инновационное развитие художественного образования в интересах духовно-творческого преображения России»
У современной России нет альтернативы инновационному пути развития, это касается практически всех сфер человеческой деятельности, в том числе образования вообще и художественного в частности. Творческое обучение и воспитание является неотъемлемой, важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Участники конференции отмечают, что в регионах страны идет интенсивный и плодотворный экспериментальный поиск инновационных направлений развития и нового качества отечественного художественного образования. Между тем, организация и координация этой деятельности в государственном масштабе отсутствует.
В целях активного содействия выполнению основных требований Стратегии национальной безопасности России до 2020 г., а это формирование национальной инновационной системы и имиджа Российской Федерации как мировой державы с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, участники конференции предлагают Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств осуществить до июня 2010 г. следующую программу действий:
- Организовать более целенаправленное сотрудничество НАИ со средствами массовой информации.
- Создать возможности для осуществления активного многостороннего информационного обмена между инноваторами. Ориентировочный срок исполнения: сентябрь 2009 г.
- Продолжить и активизировать партнерские отношения с профессиональными союзами работников культуры и образования. Ориентировочный срок исполнения: октябрь 2009 г.
Провести IV Московский открытый конкурс проектов, исследований и технологий «Балакиревский проект-2009» под девизом: «Инновационное развитие художественного образования в интересах духовно-творческого преображения России». Ориентировочный срок исполнения: декабрь 2009 г.
- Приступить к организации независимой экспертизы инновационной деятельности и инновационных продуктов как отдельных учреждений, так и всей системы художественного образования России (ХОР). Ориентировочный срок исполнения: декабрь 2009 г.
- Организовать поиск и последующее деловое сотрудничество с творческими вузами, которые изъявляют готовность стать научно-методическими и исследовательскими центрами инновационного художественного образования. Ориентировочный срок исполнения: январь 2010 г.
- Провести сбор и анализ информации об учреждениях художественного образования, ведущих инновационную деятельность (инноваторах) с последующим привлечением их в состав действующих межрегиональных творческих мастерских художественно-инновационного образования. Ориентировочный срок исполнения: январь 2010 г.
- Обеспечить объединение в своем составе, независимо от ведомственной принадлежности, как учреждений художественного образования, уже ведущих деятельность инновационной направленности, так и тех образовательных учреждений, которые намереваются приступить к осуществлению подобной работы. Ориентировочный срок исполнения: февраль 2010 г.
- Провести подготовительную работу с целью выявления возможностей создания межрегиональных творческих мастерских художественно-инновационного образования с опорой на тех мастеров и те учреждения художественного образования, которые ведут успешную деятельность инновационной направленности. Ориентировочный срок исполнения: март 2010 г.
- На базе создаваемых межрегиональных творческих мастерских художественно-инновационного образования организовать постоянно действующие межрегиональные курсы обучения (в т.ч. дистанционного) принципам, методикам, формам, приемам, теории и практике инновационной деятельности в художественном образовании для профессиональных работников системы ХОР. Ориентировочный срок исполнения: апрель 2010 г.
- Подготовить предложения для организации в 2010-11 гг. творческих встреч и форумов инноваторов ХОР. Ориентировочный срок исполнения: июнь 2010 г.
- Обеспечить формирование на Интернет-сайте НАИ информационных банков:
1. об учреждениях художественного образования, ведущих инновационную деятельность (инноваторов),
2. о работе межрегиональных творческих мастерских художественно-инновационного образования,
3. о деятельности межрегиональных курсов обучения теории и практике инновационной деятельности в области художественного образования,
4. с рекомендациями по вопросам организации инновационной деятельности в области художественного образования. Ориентировочный срок исполнения: июнь 2010 г. Далее - постоянно, по мере поступления информации.
- Обновить методику работы, направленной на организацию взаимополезного и плодотворного сотрудничества НАИ с органами государственной власти.
- Решить вопросы материальной поддержки деятельности НАИ. Ориентировочный срок исполнения: июнь 2010 г.
- Приступить к подготовке выпуска в 2010-11 гг. методических материалов (на бумажных и электронных носителях) по проблематике инновационной деятельности в системе ХОР. Ориентировочный срок исполнения: 3-4 кварталы 2010 г.
Поделиться: