Город Кёнигсберг, ныне Калининград, рукоплескал Рахманинову-пианисту в 1910 году. Память о той эпохе хранит старый, начала прошлого столетия, дом на улице Фрунзе (до войны – Глаузерштрассе). С момента рождения в 1956-м и по сей день в нем размещается музыкальный колледж. Мероприятия памяти С.В. Рахманинова проходят здесь регулярно, начиная с 1994 года – именно тогда была официально открыта программа имени великого композитора, каждое из направлений которой – учебное, методическое, концертное было буквально пронизано рахманиновской темой. Пронизано осознанно и принципиально.
СИМВОЛ РУБЕЖНОСТИ
В лихие 90-е, когда рушилась великая страна и в открытую поговаривали о передаче калининградского региона под юрисдикцию Германии, «рубежность» как смена времен стала для жителей анклава почти философским понятием, а фигура Рахманинова – и символом этого понятия, и своеобразной точкой опоры в мире неопределенности. В 1996 году руководство тогда еще музыкального училища выступило с инициативой присвоения учебному заведению имени Сергея Васильевича. Потому что приобщение к этому имени значило приобщение к России, к ее традициям и культуре.
Сделанный выбор стал для Калининградского музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова поистине историческим – он объединил коллектив, дал мощный импульс его работе, привнес новый смысл во все сферы деятельности. Трансформировалась и программа, с которой когда-то все начиналось: год от года она обретала черты масштабного проекта, в один прекрасный день названного «С любовью к Рахманинову». И это было логично, потому что все, что происходило в его рамках – концерты, конкурсы, конференции, несло огромный заряд сопричастности к личности и творчеству великого композитора.
«Сначала мы организовали в наших стенах конкурс пианистов, – вспоминает этапы проектной деятельности директор колледжа заслуженная артистка РФ Светлана Грибовская. – Это вдохновило на проведение своих состязаний народников, духовиков, вокалистов, теоретиков. А с 2000-го у нас проходят конференции с участием преподавателей и студентов теоретического отделения. К нам приезжают исследователи жизни и творчества Сергея Васильевича со всей страны. В этом году конференция была посвящена столетию его эмиграции. В 1917 году прежняя Россия перестала существовать, и сохранение исторически сложившихся культурных традиций многие деятели искусства видели только за ее пределами. Рахманинов был первым из титанов, покинувших Родину (это было в декабре семнадцатого). Именно вокруг него стала формироваться русская культурная элита в эмиграции. Конечно, мы не могли пропустить эту историческую дату».
РАХМАНИНОВСКИЕ ДНИ…
Конференция открылась выступлением директора Музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Ивановка» в Тамбовской области, заслуженного деятеля культуры РФ Александра Ивановича Ермакова. Среди исследователей жизни и творчества великого композитора трудно найти человека более осведомленного и авторитетного. В течение 44 лет он возглавляет единственный в мире музей Рахманинова, который под его руководством стал признанным научным центром по изучению жизни и творчества композитора и русской культуры в целом. В Калининград А.И. Ермаков привез фильм о музее-усадьбе, а также кадры уникальной видеохроники из домашнего архива композитора зарубежного периода. Кроме того, он подарил колледжу книги, каждая из которых – бесценный источник информации в области рахманиноведения. Эти труды, безусловно, помогут коллективу в дальнейшей научно-исследовательской работе.
Рахманиновская тема неисчерпаема – постоянно открываются новые аспекты, эмоциональные и логические реминисценции, исторические параллели. В неожиданном ракурсе творчество композитора рассмотрела музыковед и критик из Санкт-Петербурга Н.А. Тамбовская (к слову, выпускница калининградского колледжа), предложив обратить внимание на его соприкосновение с поэзией Серебряного века. Ее сообщение «С.В. Рахманинов и М.И. Цветаева. История "невстречи"» отличалось тонкостью и неординарностью подачи информации. Кроме того, Наталья Александровна сделала участникам конференции музыкальный
подарок, предоставив уникальную возможность прослушать еще неизданный фрагмент «Всенощного бдения» Рахманинова «Славословие Великое» в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга.
Выступление еще одной гостьи из Северной столицы, заведующей сектором редких изданий Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории М.В. Михеевой, обратило на себя внимание не только самой постановкой темы: «Они сознательно покинули Россию…» (по страницам советской периодики), но и тщательностью работы с материалом, веской аргументацией и четкостью выводов. Автор высветила трудный период нашей истории – раскол общества в результате гражданской войны, который затронул в том числе и сферу музыкального искусства.
Весомую лепту в работу конференции внесли педагоги и студенты теоретического отделения колледжа – это было особо отмечено почетными гостями. Преподаватель Н.А. Гончарова исследовала исторические причины феномена первой волны русской эмиграции и особой духовной миссии, которую она осознанно выполняла. «Мы не в изгнании, мы в послании» – так назвала Нина Александровна свое сообщение, главной идеей которого стало сохранение и приумножение в эмигрантской среде великого богатства родных традиций и культуры. Преподаватель Л.Ф. Стучилина в своем сообщении «Русский хор, которого не слышала Россия» (о коллективе донских казаков под руководством Сергея Жарова) сделала акцент на богатстве и красоте многоголосного пения, которым всегда славилась наша страна. А студентка III курса Мария Тюрина обратилась к новой, неизученной теме функционирования Русского музыкального общества за границей. Открылись такие интересные факты, как, например, создание Русской консерватории им. С.В. Рахманинова в Париже. Сопрягаясь с темой высокого духовного посыла отечественной культуры, ярко прозвучало выступление заслуженного работника культуры РФ Л.В. Енилеевой, посвятившей доклад Ивану Шмелеву. «Бытописателем русского благочестия» назвала она писателя, оставившего нам в произведениях «Лето Господне» и «Богомолье» величественный памятник ушедшей России.
Итоги конференции подвел А.И. Ермаков, выразив надежду, что новые «открытые» страницы жизни и творчества композитора найдут свое продолжение в последующих исследованиях.
…И ВЕЧЕРА
Финальным аккордом конференции стал концерт «Две жизни…», в котором прозвучали произведения Сергея Рахманинова и Николая Метнера в исполнении преподавателей и студентов колледжа. Две жизни – это и фигуры двух русских композиторов, духовно и творчески связанных между собой, и две жизни самого Рахманинова, для которого в 1917 году мир раскололся на «до» и «после». Большинство исполненных на концерте произведений относятся к «первой жизни» Рахманинова. Известно, что целых восемь лет после эмиграции композитор не писал музыку. «Лишившись Родины, я потерял самого себя», – говорил он. Лишь в 1926 году Сергей Васильевич вновь начинает сочинять. Последним, самым высоким творческим взлетом стали «Симфонические танцы». Одна часть этого произведения из «второй жизни» композитора тоже прозвучала в тот вечер.
Тематически и логически связанные друг с другом, конференция и концерт высветили как судьбу самого Сергея Рахманинова, так и судьбы его современников на фоне переломных событий русской истории столетней давности. У каждого из тех, кто покинул тогда Россию, образовались свои «две жизни». И эта тема неисчерпаема для исследований.
Поделиться: