Суть проблемы изложил директор Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, народный артист России, пианист Владимир Овчинников. По его словам, специальным музыкальным школам-десятилеткам уже несколько раз грозила реальная опасность уничтожения, но в последнее время все успокоилось. В 2011 году ЦМШ приняла стандарт обучения, рассчитанный на 10 лет и 10 месяцев. Однако в октябре этого года стало известно, что к утверждению готовится новый федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Инструментальное исполнительство», предполагающий, что срок обучения талантливых детей составит 6 лет и 10 месяцев. Таким образом, профессиональное образование будет начинаться с пятого класса, что совершенно недопустимо. «Мы все должны понимать, что ребенок, его лицо, его духовная среда формируются до семи лет, – объяснил Овчинников. – Если опоздать, а здесь нам предлагают ждать четыре года, то просто поздно будет ставить руку или говорить о высоких материях».
Главу ЦМШ поддержал и его коллега, директор Московской средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных Михаил Хохлов, с возмущением констатировавший, что Министерство культуры РФ уже несколько лет игнорирует важнейший вопрос о статусе уникальных школ, которые «на сегодняшний день дают 99% наших ведущих деятелей культуры и исполнителей в мире». Мнение директоров этих учебных заведений чиновники не принимают в расчет, хотя многие известные музыканты неоднократно говорили о том, что профессиональную подготовку талантливые ребята должны получать с самого раннего возраста.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко отметила, что еще в 2010 году комитет ясно сформулировал свою позицию: такие учебные заведения, как ЦМШ и МССМШ, нельзя подгонять под общие стандарты. Однако сегодня министерства образования и культуры вновь пытаются это сделать. «Они никак не могут понять, что мы – исключение, – подчеркнула Драпеко. – Культура, как и талант, всегда вне нормы, а они хотят привести нас к общему знаменателю». Депутат отметила, что новые стандарты весьма расплывчаты и неконкретны в части, касающейся именно начальной ступени, и это верный шаг к полному разрушению системы профессионального образования, успешно работающей уже многие десятилетия. В них, например, не прописаны особенности отбора, то есть формально в первый класс школы должен быть принят любой ребенок без учета его способностей. Кроме того, в силу вступают и санитарно-эпидемиологические нормы, согласно которым нагрузка ребенка не должна превышать четырех-шести часов в день, что к специальной музыкальной школе попросту не применимо. «Мы все должны встать плечом к плечу и не дать убить то, в чем мы сегодня сильнее планеты всей», – заключила зампред думского комитета по культуре. Она добавила, что намерена требовать отставки министра образования Д. Ливанова на основании того, что решения, которые принимаются под его руководством, разрушают национальную систему образования.
Пианист, профессор Московской консерватории Александр Бондурянский выход из создавшегося положения увидел в том, чтобы подобные школы были выведены за рамки общепринятых положений. «Вот если эти школы выделить в особую когорту, придать им статус национального достояния, поручить им совместно с вузами, к которым они относятся, создать рабочие планы, – я думаю, это было бы решением вопроса», – предложил музыкант. Подобное мнение высказал и скрипач и дирижер Дмитрий Коган, сделавший вывод, что «кто-то вольно или невольно хочет ввести санкции против школ-десятилеток, талантливых детей, родителей и педагогов».
Деятели музыкального искусства согласились с тем, что проблему необходимо обсуждать, нужно контактировать с чиновниками, доказывать свою правоту и искать решение, которое будет принято в самое ближайшее время. «Мы надеемся, что в результате наших дебатов будут какие-то публикации, – подвела итог пресс-конференции Елена Драпеко. – Потому что если мы разбудим их опасения за свои кресла, то, может быть, что-то и сдвинется с места».
На встрече также было объявлено, что обращения с просьбой защитить проверенную систему образования были направлены председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, депутату Госдумы Сергею Миронову и советнику президента Владимиру Толстому.
Поделиться: