Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.09.2016
ПО СЛЕДАМ СЕСТЕР ЦИНТЛЬ
История русской музыки немыслима без истории фортепианных дуэтов

За два с половиной столетия фортепианный дуэт как вид ансамблевого исполнительства не только доказал свою жизнестойкость и открыл широкие возможности для профессиональных музыкантов и любителей. Он прошел путь от прикладного, любительского и дилетантского музицирования – к профессиональному исполнительскому искусству. В результате архивных изысканий автору этих строк удалось раскрыть имена участниц первого российского постоянно концертирующего дуэта – Каролины и Евгении Цинтль.

На фоне господствовавших в XIX веке стихийных концертных дуэтов, складывавшихся из случайных исполнителей, дуэт сестер Цинтль, учениц Джона Фильда, стал первым отечественным фортепианным ансамблем стабильного состава. К. и Е. Цинтль сознательно позиционировали себя как дуэт. Это подтверждается программами их концертных выступлений, где сольные номера каждой из пианисток выполняли функцию интермедий в их концертных дуэтных программах. Именно дуэт сестер Цинтль стал образцом серьезного, вдумчивого подхода к фортепианному ансамблю, что выражалось не только в высочайшем техническом мастерстве, но и в выборе сложного, высокохудожественного репертуара. К. и Е. Цинтль первыми начали доказывать жизнеспособность фортепианного дуэта как вида творческой социальной деятельности.

Кто они были? Откуда приехали? Как нашли возможность брать уроки у такого дорогостоящего педагога, как Дж. Фильд? Фамилия Цинтль говорит об их немецком происхождении. Как и многим женщинам того времени, им нелегко было пробивать собственную дорогу в искусстве. Их имена в периодической печати Петербурга и Москвы упоминаются исключительно в связи с Фильдом. Можно предположить, что сестры Цинтль поселились в Петербурге неподалеку от съемной квартиры своего учителя. Одно время тот проживал на 4-й линии Васильевского острова в доме № 158, принадлежавшем купцу Гишмору. Чуть поодаль, на 2-й Василеостровской линии, как следует из газет, обитали «две благородные немки». Остров был, образно выражаясь, музыкальным. На 1-й линии, в доме № 259 продавались «…большия аглинския флигель фортепиана о 6 полных октавах, от баса до дисканта» (Известия к «Санкт-Петербургским ведомостям», 1804, № 23). В Петербурге Фильд сменил не один адрес. Когда он переехал в дом коллежского асессора Гуноропуло (Большая Морская, № 138), известия о василеостровских «мамзелях на фортепиано» уже больше не появлялись в печати. 

В феврале 1807 года в «Московских ведомостях» промелькнуло объявление о предстоящем в Первопрестольной концерте Фильда и «его славных учениц сестер Цинтль». Состоялось это выступление или нет, сегодня установить невозможно: в те годы печатались отзывы не на все концерты. Скорее всего, состоялся. Еще один почти сенсационный факт концертирования К. и Е. Цинтль в Москве почему-то остался без внимания современных музыковедов. Трижды «Московские ведомости» в 1809 году (№ 16 от 24 февраля, № 17 от 27 февраля и № 18 от 3 марта) извещали публику о предстоящем концерте дуэта: «В среду, 3 марта, с дозволения Правительства и Императорской Дирекции, девицы Цинтль, ученицы г. Фильда, будут иметь честь дать большой инструментальной концерт в зале Танцовального Клуба». Билеты на концерт дуэта стоили 2 рубля серебром.

Появление сестер Цинтль на московской публике 3 марта 1809 года не было случайным. В это время в Москве гастролировал Фильд со своей ученицей и любимой партнершей по дуэту А. Першерон де Мюши. 19 марта 1809 года сестры Цинтль находились в московском Танцевальном клубе среди публики – на концерте девицы Першерон и Мадам Флери. В тот вечер Фильд играл с «Першереттой» «концерт на фортепиано» («Московские ведомости», 1809, № 22, 17 марта).

После этой корреспонденции какие-либо сведения о К. и Е. Цинтль вплоть до 1829 года отсутствуют. Известно, что в этот период сестры переехали из Москвы в Казань. Подтверждением тому служат газетные публикации и упоминания о них в «Алфавитном списке» Казани.

Каролина и Евгения Цинтль – любимицы казанской публики. Аплодисменты, цветы, подношения от меценатов и приглашения участвовать в городских благотворительных акциях – все это продолжалось до тех пор, пока не возникли девицы Хитрово (дочери генерал-майора и кавалера М.Е. Хитрово – окружного начальника внутренней стражи), объединившиеся в фортепианный дуэт и непонятно чем задвинувшие сильных пианисток Цинтль на второй план.

20 сентября 1829 года К. и Е. Цинтль участвуют в концерте, организованном по распоряжению гражданского губернатора Казани И.Г. Жеванова в пользу бедных, пострадавших от пожаров 8 августа и 7 сентября. В двух отделениях концерта в доме Дворянского собрания звучали: Увертюра Мейзерера, Аллегро и Вариации для двух фортепиано композитора Надермана (исп. девицы Хитрово), скрипичные Вариации П. Роде в исполнении восьмилетнего Жером-Гюломи, Рондино для фортепиано и скрипки (упомянутый юный виртуоз с одной из девиц Хитрово). Второе отделение включало Попурри на темы И. Вейгля, И.Н. Гуммеля, Л.В. Маурера, Й. Гайдна и В.А. Моцарта в исполнении губернаторских сыновей Валериана и Петра Жевановых и Жером-Гюломи; затем Аллегро для фортепиано и валторны, разыгранное Каролиною Цинтль и заезжим виртуозом-валторнистом Энгелином. Завершался концерт исполнением сестрами Цинтль четырехручного Рондо К. Черни. Сборы в пользу погорельцев составили 1837 рублей 70 копеек. Это был успех. В приподнятом настроении Каролина и Евгения Цинтль вышли на улицу после концерта. Вечером 20 сентября 1829 года в Казани было +10, дул юго-восточный ветер, гоняя по небу редкие облака…

Через несколько дней сестры Цинтль прочитали рецензию на концерт, в которой они упоминались лишь как скромные участницы благотворительной акции. Зато их соперницам льстивый «критик» посвятил целый абзац: «девицы Хитрово <…> столько же восхитили многочисленную публику прекрасною своею игрою на фортопьянах, сколько и тою мыслию, что по человеколюбию своему решились победить застенчивость и робость, свойственную их полу, и по доброте сердца не отказались своим талантом быть полезным бедным, пострадавшим от пожара». Имел ли понятие автор статьи о высочайшей планке пианистической школы Фильда, наследницами и достойными продолжательницами которой были сестры Цинтль?

Ученицам великого Джона Фильда вряд ли кто мог составить серьезную конкуренцию, тем более – девицы Хитрово, но обстоятельства для К. и Е. Цинтль сложились так, что приличный заработок они теперь вынуждены были искать за пределами Казани.

Сезон 1832–1833 годов К. и Е. Цинтль провели в Екатеринбурге, где нашли свою благодарную публику. Екатеринбургские меломаны не хотели отпускать пианисток из своего города. На одном из их концертов в зале Екатеринбургского казенного дома побывал корреспондент «Дамского журнала», написавший восторженные строки: «Отличное Рондо [К.Черни – Л.О.], сыгранное искусными ручками, привело всех в живейший восторг. Единодушное рукоплескание было наградою талантам девиц Цинтль» (Дамский журнал, 1833, № 5).

Казалось, в Екатеринбурге пианистки нашли то, что искали. Было лишь одно серьезное препятствие: суровый уральский климат, к которому они так и не адаптировались. Подтверждением тому, что Каролина и Евгения навсегда покинули Екатеринбург, служит заметка в казанской газете «Заволжский муравей» (1834, № 14): «Кроме танцов в Екатеринбургских маскерадах, царствует еще другое увеселение… игра в бостон и… биллиард… К сожалению многих любителей музыки, в нынешнюю зиму не было здесь публичных концертов, каковые давались в прошедшую жившими тогда в Екатеринбурге хорошими виртуозками на фортопиано, Девицами Цинтль».

Сестры Цинтль возвращаются в Казань. Здесь следы их теряются почти на десять лет… 

Возвращение К. и Е. Цинтль в Казань не было отмечено какими-либо специальными приветственными публикациями. В Казанском «Алфавитном списке» 1841 года они ошибочно упоминаются как «Каролина и Евгения Андр. Цимпер» – «учительницы», обучающие «языкам, танцованию и музыке». Сестры снимали квартиру в доме Феоктисты Васильевны Безобразовой на Егорьевской улице. Нередко они гуляли в центре Казани, в районе Черного озера. Зимой пруд, покрытый льдом, превращался в городской каток; летом украшением этого главного «сборного» места горожан был фонтан, работали ресторан и тир. Недалеко от Черного озера жил хороший знакомый К. и Е. Цинтль – фортепианный мастер Экскле.

Население Казани в те годы составляло без малого 44 тысячи человек. В городе было два публичных сада, 16 площадей, шесть рынков, 146 улиц и проулков, из них мощенных камнем – 11, деревянных – 12 и 123 брошенных на произвол судьбы. Для любителей поесть, покутить и помыться работали 24 трактира и гостиницы, 38 питейных домов, восемь «цирулен» и всего три бани. Музыке здесь обучали в Родионовском институте благородных девиц и в Казанской гимназии. Однако сестры Цинтль довольствовались частными уроками.

Проскальзывает упоминание об эпизодическом выступлении К. и Е. Цинтль в Казанском градском обществе – в концерте скрипача Дм. Савостьянова 14 февраля 1843 года. Сестры Цинтль украшают музыкальный вечер несколькими симпатичными четырехручными пьесами. Они неожиданно появляются в Москве в марте 1849 года, где играют дуэтом в одном концерте со своими преемницами В. и Н. Погожевыми, участницами первого отечественного профессионального фортепианного дуэта.

Дуэт Каролины и Евгении Цинтль существовал многие годы прежде всего благодаря кровной родственной связи, единой фортепианной школе Фильда, общности эстетических и художественных принципов. Они вместе переезжали из одного города в другой, в разных городах всегда проживали в одной квартире, вместе переносили тяготы жизни и неустроенность быта.

Концертный репертуар дуэта Цинтль был небольшим, но свидетельствовал о прекрасной технике пианисток. Они исполняли виртуозные пьесы Черни, Фильда, Гуммеля для одного и двух фортепиано и для фортепиано в четыре руки с оркестром.

Фортепианный дуэт К. и Е. Цинтль не приобрел широкой известности по многим причинам. Подобно своему учителю Фильду, сестры ограничивали репертуар высокохудожественными произведениями, каких было не очень много в дуэтном жанре. Высокие эстетические и художественные задачи преобладали над стремлением к сиюминутному успеху, К. и Е. Цинтль не старались играть только то, что было «в угоду публике». Тем не менее им не удалось сломать бытовавший в русском обществе стереотип фортепианного дуэта как несамостоятельного концертно-исполнительского жанра. Дуэт сестер Цинтль почти двести лет оставался за кулисами истории российского фортепианного исполнительства. Теперь время забвения прошло.

Литография «Piano Duet Women» James McNeill Whistler, 1914  

Поделиться:

Наверх