В 1887 году по чертежам Василия Андреева петербургским скрипичным мастером Францем Пасербским была изготовлена первая в мире хроматическая балалайка с постоянными ладами. Несколько позже в той же мастерской появились ее разновидности: пикколо, прима, альт, бас. «База» для создания оркестра была готова. И он появился. Дебютный состав насчитывал восемь человек и назывался «Кружком любителей игры на балалайках». Этот «Кружок», дав в Петербурге 20 марта 1888 года свой первый концерт, положил начало истории Андреевского оркестра.
Спустя несколько лет по примеру балалайки был преобразован и другой старинный русский инструмент – домра. Семейства домр и балалаек гармонично дополнили гусли. Окрепший коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.
РУССКИЙ БРЕНД
А дальше началось невероятное: очень скоро преображенная балалайка «захватила» все русское общество и покорила Европу. Во время зарубежных гастролей Андреевского оркестра до Петербурга то и дело доходили свидетельства его триумфа – рассказы очевидцев и пресса, повествующие об аншлагах, восхищенной публике, наградах и таких забавных, но характерных мелочах, как «фрак а-ля Андреев» и одеколон «Балалайка», которые на волне зрительского ажиотажа принялись выпускать английские и французские предприниматели. «Русское чудо» – именно так называли балалайку иностранные газеты того времени. Помимо славы, Андреев обрел официальное заграничное признание: в Париже русский музыкант удостоился почетного членства Академии изящных искусств, а также ордена Почетного легиона за «введение нового элемента в музыку».
Настоящий переворот произошел и в сознании петербургской публики: на инструменте, который поначалу ни один музыкальный мастер не воспринимал всерьез, с которым еще недавно ни одному музыканту и в голову бы не пришло выйти на концертную эстраду, теперь увлеченно музицировали лицеисты, адвокаты, литераторы, светские дамы. Поклонниками Великорусского оркестра стали и многие члены российской императорской семьи, в том числе наследник престола цесаревич Алексей, которого Василий Андреев обучал игре на балалайке. Примечательно, что именно этот инструмент стал одной из немногих личных вещей, которые мальчик взял с собой, отправляясь в роковую ссылку. В 1914 году коллективу Андреева пожаловали почетный статус «Императорский».
О придворном прошлом оркестра сегодня напоминает его фирменный логотип – балалайка, увенчанная короной Российской империи. Удивительно, что столь мощное «колесо» запустил всего один человек. О Василии Васильевиче Андрееве мы могли бы сказать: фанат своего дела. Молодой дворянин, когда-то мечтавший стать скрипачом, увидел в «бренчливой балабайке» нечто особенное, самостоятельно освоил приемы игры, став истинным виртуозом, а потом превратил ее в первый в мире концертный русский национальный инструмент. Можно назвать Андреева и гениальным менеджером. Он сумел создать суперуспешный бренд, в котором соединились новация, талант и патриотизм. Его любимое детище, тоже первый в мире профессиональный оркестр русских народных инструментов прославил Отечество за рубежом и изменил представление чужеземцев о русской культуре, так же как и Сергей Дягилев с его «Русскими сезонами».
ВМЕСТЕ СО СТРАНОЙ
Василий Андреев остался с Россией и в России до конца: он умер, простудившись во время гастролей на Северном фронте Красной армии в декабре 1918 года. А его Великорусскому оркестру предстояло пройти вместе со страной через все испытания, предначертанные ей судьбой.
До Великой Отечественной коллектив базировался в роскошном здании Дворянского собрания (где обосновалась после революции филармония, в состав которой входил оркестр). Во время войны архивы и большая часть инструментов Андреевского оркестра были эвакуированы в Москву, многие артисты отправились на фронт или вошли в ряды народного ополчения, но концертная жизнь не останавливалась. Оставшиеся в блокадном Ленинграде музыканты старались держаться вместе, выступали на радио для слушателей осажденного города. После войны воссоединенный коллектив окончательно обосновался в Ленинградском радиокомитете. В конце 90-х, после его реорганизации, Андреевский оркестр стал самостоятельным учреждением, и, уже в новом статусе, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева» вошло в ведение Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Нынешний коллектив, возглавляемый талантливым дирижером народным артистом России Дмитрием Хохловым, как и прежде, обладает большим авторитетом в музыкальном сообществе и неизменно придерживается самой высокой художественной планки. Его путеводной звездой являются традиции, заложенные Андреевым, в сочетании с современным подходом к творчеству и долей новаторства. Оркестру им. В.В. Андреева по силам эталонное исполнение произведений самого широкого спектра: популярные народные мелодии, мировая классика, масштабные современные сочинения, зачастую написанные специально для коллектива. Он выступает на лучших площадках Петербурга, бывает с гастролями и за рубежом.
В преддверии 130-летия Андреевского оркестра его руководство не только готовится к юбилейным торжествам, но и беспокоится о нерешенных задачах, справиться с которыми, не скрывают в коллективе, без помощи городских и федеральных властей невозможно. Существенные неудобства доставляет неимение собственного концертного зала и репетиционной площадки. Очень огорчает наследников андреевских начинаний и поклонников оркестра чересчур скромный для этой фигуры надгробный памятник на могиле Андреева в Александро-Невской лавре, собранный, что называется, с миру по нитке – из разных частей. Не дают покоя и мечты – установить его основателю в Санкт-Петербурге городской монумент. Шансы есть: в будущем году исполняется 100 лет со дня кончины Василия Андреева, говоря о котором, нельзя не вспомнить слова выдающегося петербургского композитора Валерия Гаврилина: «Имя Андреева – как русский национальный гимн. Услышав его, каждый русский должен встать».
С легкой руки Андреева его творческие начинания доныне живут не только в России, но и за ее пределами. Тридцать шесть балалаечных оркестров сегодня насчитывается в Соединенных Штатах Америки. Больше ста лет финскому «аналогу» андреевского коллектива, с успехом выступающему на своей родине. Есть русские оркестры в Швеции, Дании и даже в Японии. Во Франции потомки знаменитых российских династий, непременно приходящие на концерты современного Государственного русского оркестра, стоя аплодируют еще до первого взмаха дирижерской палочки, потому что в их генетической памяти навеки запечатлено: Великорусский оркестр Андреева – это Родина, наша любимая великая Россия!
Поделиться: