Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.12.2009
НОВАЯ МОДЕЛЬ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ДШИ

Одной из важнейших целей Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы является «создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи», а также «сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, в частности детских школ искусств (по видам искусств)». В свете этих целей предлагается ознакомиться с опытом коллектива Детской школы искусств им. М.А. Балакирева г.Волгограда по созданию новой многопрофильной модели ДШИ, в рамках которой реализуется четырехступенчатая система непрерывного художественного образования детей и юношества в возрасте от 6 до 18 лет. Данный проект был представлен в 2002 году на I Всероссийском конкурсе проектов и новых технологий в художественном образовании «Балакиревский проект» и занял I место в номинации «Лучшая инициатива руководителя».

За прошедшее время новая модель ДШИ (первоначальное название - «Школа искусств и детского творчества») доказала свою жизнеспособность, хотя за этот же период некоторые чиновники от культуры дважды пытались привести ее «в соответствие … с нормами», т.е. ликвидировать ее непохожесть, не понимая, что многообразие – это стимул к развитию.

Новое учреждение дополнительного образования детей было образовано распоряжением администрации Волгограда в 1993 году путем объединения ДШИ № 7, подчиненной Отделу культуры, и Центра эстетического воспитания, находившегося в ведении районного Отдела образования. Первоначальным толчком к объединению послужило отсутствие помещения у ДШИ № 7. Кроме того, в момент объединения оба учреждения делали только первые шаги в своем становлении. В момент объединения это был бесформенный конгломерат отделений и кружков, в которых дети занимались музыкой, шахматами, хореографией, кройкой и шитьем, изготовлением мягких игрушек, вязанием и т.п. Поэтому основным принципом, который лег в основу деятельности администрации школы, стал принцип системности.

Для начала необходимо было определить основное направление образовательной деятельности школы. Им стало обучение детей различным видам искусства. Структура школы сформировалась из двух системно связанных отделений:

  • отделения профильного художественного обучения с 7-летним циклом обучения по направлениям музыкального и хореографического профиля с традиционными для ДШИ формами индивидуальных и групповых занятий;
  • отделения детского творчества с преимущественно групповыми, но и индивидуальными формами обучения и сроком освоения программ от 1 до 5 лет.

На отделении детского творчества индивидуальные занятия не привязаны к конкретному ученику, а проходят с участием от одного до трех человек. Педагог в соответствии с этапом усвоения учебного материала, уровня развития навыков отдельных учащихся определяет состав этих малых групп. Такая форма занятий дает возможность учета индивидуальных особенностей детей и позволяет более эффективно строить занятия в группе. На отделении детского творчества в настоящее время функционируют объединения:

  • раннего эстетического воспитания (возраст 5-6 лет, срок обучения 1-2 года), а также «фольклорное», «художественное слово и театр», «духовой оркестр», «вокальный ансамбль», «хореографические ансамбли» (классического, народного и современного танцев; в каждом – 10-12 человек), «цирковая студия» (30 человек).

Оба отделения работают по учебным планам, предполагающим разделение на предметы, традиционные для ДШИ, но с учетом специфики каждого объединения.

Временной цикл обучения разбит на 4 ступени. Первая ступень обучения – общее эстетическое воспитание (срок освоения - 1-2 года) – осуществляется как на отделении профильного художественного обучения (подготовительный класс), так и на отделении детского творчества (кружок раннего эстетического воспитания). Эта ступень создает условия для формирования первоначального запаса художественных впечатлений и определения склонностей детей к занятиям тем или иным видом искусства. Первый этап выполняет функцию диагностическую и вводную для перехода на вторую ступень обучения.

Вторая ступень – неполное начальное художественно-эстетическое образование (нормативный срок обучения - 5 лет) – обеспечивает освоение обучающимися программ неполного начального образования; создает условия для формирования его склонностей, интересов в эстетической сфере; формирует навыки учебной деятельности, что является базой для продолжения образования на третьей ступени обучения.

Третья ступень – завершение начального художественно-эстетического образования (нормативный срок усвоения - 2-3 года) – является этапом углубленной подготовки по избранной специализации музыкального, хореографического или иного вида искусства; предполагает развитие творческих способностей обучающихся, достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно приобретать опыт художественной деятельности по выбранному виду искусства. Освоение образовательных программ третьей ступени завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся с выдачей свидетельства.

Закончившие полный курс обучения на третьей ступени имеют возможность:

- продолжить обучение на 3 ступени по другой специальности по сокращенной программе;

- продолжить образование в средних специальных учебных заведениях культуры и искусства;

- перейти на 4 ступень обучения для творческой реализации полученных знаний, умений и навыков.

Четвертая ступень – этап реализации полученных знаний, умений и навыков, не ограниченный конкретным сроком, в составе творческих объединений по интересам на отделении детского творчества, во время которого учащиеся адаптируются в современном культурном пространстве. На этом этапе закрепляются навыки самостоятельной творческой деятельности, совершенствуется умение осваивать новый материал в различных областях искусства.

Новая модель предъявляет и новые требования к педагогическим кадрам. Именно педагогические кадры являются тем мощным системообразующим фактором, который и заставляет эффективно работать всю систему. Окружающая действительность дает нам массу примеров, когда задуманные (вроде бы правильные) схемы не работают именно потому, что в числе основных системообразующих факторов не учитывается человек, а в нашем конкретном случае – педагог. Процесс формирования педагогического коллектива был очень сложным и продолжался несколько лет, но на сегодняшний день произошло практически полное обновление коллектива, в котором преподаватели с высшей категорией составляют более 50%, а с первой и второй – более 40%.

Сегодня школа, в которой обучается 500 человек, имеет более 20 специализаций по различным видам искусства. Наши учащиеся за последние три года завоевали более 400 призовых мест на конкурсах различного уровня: от районных и городских до всероссийских и международных. Выпускники школы, избравшие профессиональный путь в искусстве, обучаются в Волгограде, Краснодаре, Ростове, Саратове, Санкт-Петербурге. Три наших бывших воспитанника сегодня - студенты Московской консерватории, а один – ЦМШ при ней.

Среди преподавателей школы - три лауреата Всероссийского конкурса исполнительского мастерства преподавателей ДМШ и ДШИ. В 2007 году ДШИ им. М.А. Балакирева г.Волгограда вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Детские школы искусств – достояние Российского государства» и награждена дипломом Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Поделиться:

Наверх