Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.04.2015
«МУЗЫКА СЕВЕРНОГО ВЕТРА»
Не по-северному тепло проходят мероприятия уникального для Пермского края проекта – «Северный фестиваль Nord Fest»

Фестиваль инициирован Пермской государственной академией искусств и культуры и проводится с 20 марта по 20 апреля при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в сотрудничестве с посольствами Финляндии, Дании и Норвегии. Формат мультижанровый: это и выставка норвежского художника-иллюстратора Теодора Киттельсена, и экспозиция комиксов Туве Янссон, и ретроспектива коми-пермяцкого режиссера-документалиста лауреата Государственной премии РФ Анатолия Балуева. А еще показ норвежских документальных и финских художественных фильмов, встреча с мультимедийной художницей Галей Моррелл, вечер современного этно-фольклорного искусства «Чуды», мастер-классы финского фотографа с мировым именем Стефана Бремера и другие события.

По словам организаторов проекта, его идея возникла несколько лет назад во время международного фестиваля современной музыки Sound 59 (арт-директором которого является председатель пермского регионального отделения Союза композиторов РФ композитор Игорь Машуков). Именно тогда произошло первое знакомство пермской публики с музыкой финских композиторов. Nord Fest продолжил обозначенную тенденцию, вместив в себя среди множества встреч вечер современной скандинавской музыки с участием финской пианистки Хельги Карен. Выступление 24-летней исполнительницы с программой «Музыка северного ветра» произвело на слушателей большое впечатление. «Таинственная незнакомка» не только для пермской публики, молодая пианистка немного рассказала о себе:

– Я родилась в Петрозаводске. С пяти лет начала обучение музыке под руководством моей мамы. Несмотря на то что позже у меня было много других учителей, мама осталась моим самым главным педагогом и критиком, чье мнение я ценю и уважаю. Высшее образование получила в Хельсинки – в 2014 году закончила Академию музыки им. Я. Сибелиуса как педагог по фортепиано. Работала в музыкальной школе в Хельсинки, но решила продолжить образование, повысить квалификацию. Сейчас учусь в Швейцарии, в Базельской музыкальной академии, получаю степень магистра по специальности «исполнитель современной музыки». В целом современная музыка стала главным фокусом в моей карьере: я много играю ее с европейскими студенческими ансамблями, изучаю творчество Штокхаузена.

Допустим дополнения к рассказу Хельги. Ее мама Ольга Юрьевна Карен – прекрасная пианистка, выпускница Ленинградской консерватории. Сама же Хельга помимо обучения в Хельсинки была ученицей венского пианиста и педагога Альберта Зассмана, хорошо знакомого пермской публике по концертам современной музыки. В разговоре о том, почему вдруг возник интерес к исполнению сочинений XX – XXI веков, Хельга упомянула о своем участии (еще в 12-летнем возрасте) в европейских курсах по современной музыке, в частности по препарированию рояля. Это и стало отправной точкой для начала нового этапа исполнительского пути. Следующими рубежами стали такого же рода курсы в Финляндии, Италии, Германии, Швейцарии и Австрии: академия «Импульс» в Граце, итальянский фестиваль SoundScape и так далее. Параллельно с овладением новейшими методиками современного исполнительства Хельга ярко заявила о себе на международных фортепианных конкурсах. Так, в 2010 году она взяла первую премию на финском конкурсе пианистов, позднее завоевала Гран-при на международном конкурсе Giovanni Muzicisti в Италии и стала лауреатом конкурсов в Бельгии и Германии. Завершая обзор достижений Хельги, упомянем о ее сотрудничестве с такими музыкантами, как Хайнц Холлигер, Том Джонсон, Катинка Пасвеер, Климент Пауэр и Мартин Смолька.

Теперь подробнее о концерте «Музыка северного ветра», прошедшем 30 марта в Перми. В интерпретации Хельги Карен прозвучали Klavierstück VII Карлхайнца Штокхаузена, Crimson англичанки Ребекки Саундерс, а также сочинения молодых финских композиторов – «Молния» Ульяса Пульккиса и «Кома» Паси Люютикяйнена. Сильное впечатление осталось не столько от музыки (о ней чуть ниже), сколько от исполнительского стиля Хельги. Удивительное отношение к звуку – в лучших традициях русской пианистической школы. Безупречное ритмическое дыхание, по-современному тонкое переживание музыкальной «тишины» любого порядка – пауз, люфтов, отзвуков флажолетов, угасания внутренней пульсации… И, конечно же, глубокая личная вовлеченность в «судьбу» каждого сочинения.

На наш взгляд, тон исполненных Хельгой сочинений был задан К. Штокхаузеном: намеренно или невольно оставшаяся программа отражала страстное увлечение пианистки творчеством композитора. Опус Р. Саундерс Crimson сочетал в себе богатство использования возможностей инструмента с определенного рода паттернами, часто закрепленными как раз за набором звукового разнообразия фортепиано. «Молния» У. Пульккиса при достаточно импрессионистической звукоизобразительности обнаружила тяготение к серийности. «Кома» П. Люютикяйнена казалась чем-то экспериментальным для самого автора, несла в себе некоторую эклектичность в технике сочинения. Еще одним фактором, сближающим все эти произведения, стало общее ощущение музыкального времени, параметр, который Хельга опять же спроецировала из эстетики Штокхаузена.

По программе концерта сочинения финнов были удачно помещены в начало, а К. Штокхаузен и Р. Саундерс завершали весь вечер современных северных звучаний. И действительно, английский фортепианный эксперимент после немецкого авангарда воспринимался вполне достойно. А вот композиции молодых финских авторов, если опустить великолепное исполнение сочинений (которое, смеем заметить, и «вытащило» эти самые композиции), показались не совсем самостоятельными. Пока, на наш взгляд, попытки самоопределения финской композиторской школы на современном академическом поприще вне использования самобытных национальных музыкальных особенностей носят характер творческой лаборатории. О том, как сложно сегодня начинающим академистам в Финляндии, не раз говорили авторитетные композиторы этой страны Харри Вессман и Тапио Туомела. Кстати, произведения Х. Вессмана тоже прозвучали на концерте. Это были детские пьесы для фортепиано в шесть рук. Написаны они для начинающих пианистов, обучающихся по авторской методике «Цветные клавиши» известной пианистки и талантливого педагога  Арьи Суорса-Раннанмяки. Их исполнили ведущие пермские музыканты – лауреаты всероссийских и международных конкурсов Марина Окуневич, Галина Нелюбина и Ольга Соколова. В их же интерпретации прозвучало сочинение Игоря Машукова, также для фортепиано в шесть рук, «В пермском зверином стиле», ставшее визитной карточкой как самого композитора, так и данного ансамбля исполнителей. А в широком смысле – и музыкальным символом Пермского края.

Осуществить диалог культур в рамках вечера современной музыки были призваны хоровые сочинения пермского композитора Василия Куликова: академический хор Пермской государственной академии искусств и культуры исполнил две части из Концерта для хора № 1 – «Поэзия – правды сестра» и «Ой, то бежит сивый конь» (обработка коми-пермяцкой песни). Силами пермских исполнителей были представлены и фрагменты музыкально-театральной композиции на музыку Эдварда Грига к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

И все же главным музыкальным открытием фестиваля Nord Fest стала Хельга Карен. За несколько часов до концерта она провела почти трехчасовую встречу с музыкантами Перми. В рамках встречи состоялась лекция о музыке К. Штокхаузена, и Хельга на примере знаменитых «Контактов» композитора рассказала об особенностях исполнительских методов каждого участника этого сочинения, о способах взаимодействия музыкантов между собой, раскрыла секреты расшифровки партитуры для электроники, а также поделилась приемами сочетания акустики и электроники, которые очень живо и ярко продемонстрировала, накладывая живую партию фортепиано на электронную запись. Но самым впечатляющим моментом встречи стал мастер-класс по препарации рояля, где каждый мог попробовать новые звучания, а кому-то посчастливилось побывать и в роли ассистента. От классических препараций Джона Кейджа до собственных находок Хельги Карен – спектр материалов для приготовленного инструмента удивлял и искушенных в современной музыке.

Лекция, мастер-класс, концерт – все это было заряжено необыкновенной энергетикой Хельги, сумевшей заинтересовать музыкантов разного возраста и взглядов на сегодняшнее музыкальное искусство. Те, кому удалось пообщаться с исполнительницей, не станут проявлять равнодушия и испытывать отторжение по отношению к современному звучащему пространству. А возможно, попытаются пересмотреть свои эстетические позиции и услышать по-новому воплощенные человеческие переживания, собственные ощущения, вечные ценности…  

Поделиться:

Наверх